Мультимедийное занятие по русскому языку Учитель Иванова Ю.В. МОУ «Средняя школа 35»
Описание природы. Зима. Подготовка к сочинению
Цели урока: 1.Подготовиться к пейзажному сочинению. 2.Проанализировать литературные образцы пейзажных сочинений.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – это приписывание неодушевленным предметам свойств и признаков живых существ.
ОПИСАНИЕ – это тип речи, основа которого - перечень одновременных или постоянных признаков предмета или явления.
Я уверен, что для полного овладения русским языком… нужно…общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головкой из-под куста лещины. К.Г.Паустовский
Для полного овладения русским языком необходимо общение с природой.
Если писатель… не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые слова… действуют на читателя и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. К.Г.Паустовский
Схема построения описания. 1.Представление объекта речи. 2.Признаки объекта речи. 3. Заключение, вывод.
На крутых берегах реки Чагры намело за эти дни большие пушистые сугробы. В иных местах они свешивались мысами над речкой. Только стань на такой мыс – и он ухнет, сядет, и гора снега покатится вниз в облаке снежной пыли. А.Н.Толстой
Сугробы. На крутых берегах реки Чагры намело за эти дни большие пушистые сугробы. В иных местах они свешивались мысами над речкой. Только стань на такой мыс – и он ухнет, сядет, и гора снега покатится вниз в облаке снежной пыли. А.Н.Толстой
Сугробы. На крутых берегах реки Чагры намело за эти дни большие пушистые сугробы. В иных местах они свешивались мысами над речкой. Только стань на такой мыс – и он ухнет, сядет, и гора снега покатится вниз в облаке снежной пыли. А.Н.Толстой
Первый мороз. Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. Все было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли. Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева – сосна.
Первый мороз. Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. Все было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли. Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева – сосна. (М.М.Пришвин.)
Зимнее утро. Утро белое, пушистое и радостно светлеет. На заре в далеком высоком здании окна горят, и ты не можешь сказать: от зари этот свет или свой, домашний остался забытый. Собакой прыгала в груди моей радость.(М.М. Пришвин.)
Рубиновый глаз. Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого. (М.М.Пришвин.)
Примерные темы. 1.Морозный узор на моем окне. 2.Каким я видел снег (дым, небо, солнце) вчера (сегодня, однажды) утром (в полдень, вечером). 3.Деревья в снегу. 4.Следы на снегу.
Очень важные советы. Взгляни на предмет описания новыми свежими глазами. (М.А.Рыбникова) …ты должен увидеть так, будто никогда не видел. Сила первого взгляда есть основная сила поэзии. (М.М.Пришвин) Для того, чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые. (К.Г.Паустовский)
«Первый снег» А.А.Пластов