ЦИКЛ УРОКОВ В РАМКАХ КУРСА «СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА» Учитель: Самойлова Е. М. МОУ гимназия 18 г. Краснодара.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Т.Н. Толстая. О постмодернизме.». Т.Н. Толстая (1951 г.р.) – прозаик, эссеист, критик, во многом определившая литературное лицо 1990-х годов, единодушно.
Advertisements

Татьяна Николаевна Толстая (род.1951г.) Рассказ «Поэт и Муза» МОУ «СОШ 11» г. Кемерово, учитель Поломошнова Т.А. Родилась в семье с богатыми литературными.
Татьяна Николаевна Толстая (род.1951 г.) Рассказ «Поэт и Муза» Родилась в семье с богатыми литературными традициями. Дед по отцовской линии – писатель.
Пушкинский миф в современной прозе Автор работы: Копылова Александра, учащаяся 10 Б класса гимназии 1 г. Мончегорска Научный руководитель: Бекурина Галина.
Урок внеклассного чтения. составьте слова из букв названия этих городов Санкт-ПетербургМосква.
«Кладовая солнца» М.М. Пришвина.
Магистерская диссертация: ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ В РУССКОЙ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПРОЗЕ.
Татьяна Никитична Толстая 1951 г.. Известные произведения Т.Толстой: Рассказы: «На золотом крыльце сидели» (1983) «Соня» (1984) «Милая Шура» (1985) «Факир»
Пушкинская традиция в процессе становления и развития жанра тургеневского романа 1850-х – начала 1860-х годов Автор проекта: Перетягина Анастасия Владимировна.
Идейно- художественное своеобразие ранних рассказов А.П.Чехова Урок литературы в 11 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46.
Урок русской литературы 9класс. (презентация 2) Автор: учитель МОУ СОШ 2 Бальчинова В. В.
Проблема противостояния человека и социальной системы в современной прозе Материалы к уроку литературы в 11 классе.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 7 г.Соль-Илецка Оренбургской области» Урок – путешествие «О дивный град!
Урок - консилиум А. П. Чехов : писатель или врач ?..
Татьяна Никитична Толстая(р.1951г) Презентация ученицы 11 «А» Вергелюк Олеси.
Тема: «Чтобы слышать боль каждого» (по произведениям В. Астафьева)
Татьяна Никитична Толстая ( 1951 г.р. ) Прозаик, эссеист, критик.
К.Г.Паустовский «Старик в станционном буфете» Урок литературы в 6- м классе по программе « Школа 2100» Учитель Иголкина Т. В.
Авторская позиция в рассказах Т.Толстой «Чистый лист» и Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы» Элективный курс «Формирование исследовательской позиции.
Литературный проект МОУ гимназия 64 города Липецка 10 А класс Учитель Высшей категории, лауреат премии им. Г.И.Горской Потапова Лариса Юрьевна
Транксрипт:

ЦИКЛ УРОКОВ В РАМКАХ КУРСА «СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА» Учитель: Самойлова Е. М. МОУ гимназия 18 г. Краснодара

1. Т. Н. Толстая – яркий представитель современной постмодернистской поэтики (Презентация имени. Понятие постмодернизма). 2. Модель мира в современной антиутопии (Роман «Кысь», главным героем которого становится книга). 3. Образ Петербурга (Особые грани «петербургского текста в рассказе «Река Оккервиль»). 4. Пушкинский миф в литературе постмодернизма (Пушкинская дуэль в рассказе «Сюжет»). 5. «Женский почёрк» Татьяны Толстой («Мысль семейная» в рассказе «Чистый лист»). 6. Столкновение мечты и действительности (мечтания и мечта в рассказе «Свидание с птицей»). 7. Гуманизм и нравственный выбор (Рассказ «Соня» как наследие классической русской литературы).

Татьяна Никитична Толстая родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде. Окончила филологический факультет ЛГУ. В 1983 году в журнале «Аврора» был опубликован рассказ «На золотом крыльце сидели» (дебют Толстой-прозаика). В «Вопросах литературы» появилась полемическая статья «Клеем и ножницами» (дебют Толстой-критика). В 1991 году Т. Н. Толстая вела рубрику «Своя колокольня» в еженедельнике «Московские новости». С 1990 по 2000 год Т. Н. Толстая жила в США, преподавала в колледжах и университетах русскую литературу. В 2001 году – триумфальное возвращение на Родину, издание романа «Кысь».

Важнейшие художественные приёмы постмодернизма: гротеск, ирония, оксюморон. Важнейший знак: интертекстуальность, цитатность. Задача: интерпретация наследия классиков. Предложение читателю: опознать сюжетные ходы, мотивы, образы, скрытые и явные реминисценции. Модернистская традиция х гг. Русская классическая традиция ПОЭТИКА ПОСТМОДЕРНИЗМА

Антиутопия, главным героем которой становится книга. В центре внимания автора – процесс пробуждения и становления личности Бенедикта. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1.В чём состоит смысл названия произведения? 2.Какие признаки антиутопии можно выделить в романе? 3.Когда и где происходит действие романа? 4.В чём особенность композиции? 5.Каковы основные мечты и желания Бенедикта? 6.Почему Бенедикт любит читать? Как он читает? 7.Почему герой боится старопечатных книг? 8.Какова роль цитат в структуре текста романа? 9.Почему Бенедикт становится санитаром? 10.В чём заключается смысл образа Фёдора Кузьмича? Напишите сочинение-миниатюру на тему «Роль финала в понимании смысла романа «Кысь».

Петербург Т. Толстой полон «культурных осколков», определяющих особенность «стилевого артистизма» писательницы. Петербург и его реки влекут за собой сплетение культурных мифов, неразрывных с основным содержанием рассказа. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1.Прокомментируйте слова Ю. М. Лотмана, проиллюстрировав примерами из рассказа: «Уже природа петербургской архитектуры – уникальная выдержанность огромных ансамблей, не распадающаяся, как в городах с длительной историей, на участки, разновременной застройки, создает ощущение декорации». 2.Вспомните восприятие Ф. М. Достоевским Петербурга как самого «умышленного и отвлеченного города в мире». Какую роль играет Петербург в мифологизации Симеоновым Веры Васильевны? 3.Каким образом в тексте рассказа осуществляется связь с первой страничкой «петербургского текста» – «Медным всадником» А. С. Пушкина?

В тексте соединяются герои двух самых важных русских мифов 20 века – герой мифа культурного – Пушкин и герой мифа идеологического – Ленин. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1.Как в прозе Т. Толстой реализуется принцип метаморфоз как способ диалога с хаосом? 2.Каким образом с помощью имён, цитат, литературных образов создаётся ассоциативное поле поэтики Т. Толстой? 3.В чём специфика заглавия рассказа? 4.Какие возможности открывает Т. Толстой моделирование сюжета?

Главный герой – Игнатьев – болен тоской. Операция по перерождению его личности проходит успешно. В финале Игнатьев – чистый лист, который придётся заполнять, и читатель уже может предположить, что на этом листе будет написано. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1.Почему рассказ назван «Чистый лист»? 2.Как показано в рассказе полное перерождение героя? 3.Напишите эссе на тему «Вечные категории бытия и их отрицание в рассказе Т. Толстой «Чистый лист».

Столкновение мечты и действительности, постижение тайны мироздания и человеческих взаимоотношений. Причудливое слияние автора и героя на всём протяжении повествования. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1.Почему знакомство с Тамилой Петя решил сохранить в строжайшей тайне? 2.Зачем Т. Толстая до пределов расширяет семантическое поле символа золотого яйца птицы Алконост? 3.Прокомментируйте слова критика А. Гениса, писавшего о стремлении писательницы «защититься от мира, выстроить прекрасный метафорический мир на полях биографии героя».

Расхождение между внутренними качествами и реакцией на них окружающих: мечтательность и романтичность Сони позволяют смеяться над ней, незащищённость даёт возможность обманывать, бескорыстие позволяет эгоистически использовать её. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1.Почему рассказ называется «Соня», а не «Ада»? 2.Можно ли сказать, что есть преемственность между героиней Т. Толстой и «маленьким человеком» русской классической литературы? 3.Справедливо ли замечание А. Гениса: «Толстая отнюдь не добрый волшебник, и сказки у неё с плохим концом. Мир страшен сам по себе. Жизнь изначально трагична уже потому, что подчиняется времени».