1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Посёлки Урок русского языка в 11 классе 28 февраля 2013 года
Оценка задания В8 2 Оценивается по шкале от 0 до 4 баллов За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает 1 балл: 4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена 1 ошибка; 2 балла: допущены 2 ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ (неверная последовательность цифр или её отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет значение.
3 Изобразительно- выразительные средства языка Урок русского языка (11 класс) МБОУ СОШ с.Посёлки
4 С интаксический параллелизм Т автология И нверсия Л итота И носказание С равнение Т ермины И рония К онтекстуальные (контекстные) антонимы А нтитеза Терминологический диктант
5 «5» баллов «4» – 7-8 балл0в «3» баллов «2» – менее 5 баллов Критерии оценок
6 ТропыФигуры речиИзобразительные возможности лексики Изобразительно-выразительные средства языка
7 Тропы Троп (от греч. tropos поворот, оборот речи) изобразительный приём, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении. В основе тропа во многом лежат те же смысловые механизмы, которые создают переносное значение слова. Но цель тропа не в том, чтобы просто создать новое значение, а в том, чтобы украсить речь, сделать её более выразительной.
8 Стилистические фигуры Фигура речи это особое синтаксическое построение, служащее для усиления выразительности речи.
9 С интаксический параллелизм Т автология И нверсия Л итота И носказание С равнение Т ермины И рония К онтекстуальные (контекстные) антонимы А нтитеза Терминологический диктант
10 ТропыФигуры речиИзобразительные возможности лексики Тавтология Термины Контекстуальные антонимы Синтаксический параллелизм Инверсия Антитеза Литота Иносказание Сравнение Ирония Изобразительно-выразительные средства языка
11 в стенАх чего-л. (в помещении чего-л.) чЕрпать, чЕрпаю, чЕрпаешь, чЕрпает, чЕрпая Орфоэпические нормы (А1)
Московский Государственный Университет 12 Протоиерей Максим Козлов
25 января 1775 г. 13
Определение лексического значения слова (А 12) 14 Панегирик – греч. безусловная похвала, похвальное слово. Каждый из вновь избранных французских академиков обязан читать панегирики своему предместнику. Словарь В.И.Даля
15 1 группа – 1-3 предложения 2 группа – 4-5 предложения 3 группа – 6 предложение Работа с текстом
16 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Требования к выполнению задания В8
17 «Автор использует разнообразные языковые средства, чтобы придать своей речи яркую убедительность. Употребление ___ («путы материализма», «золотое время») обогащает текст различными ассоциациями. _____ («от Москвы до самых до окраин») служит для усиления художественного впечатления. Такое синтаксическое средство, как (предложение 8), позволяет автору усилить эмоциональное звучание своего слова. Речь автора особенно образна, когда он говорит о славе университета. Это подчёркивает такой троп, как ________ («смиренно», «вечный свет»)». Список терминов: 1. антитеза 2. эпитет 3. риторическое восклицание 4. синтаксический параллелизм 5. лексический повтор 6. метафоры 7. сравнение 8. вопросно-ответная форма 9. гипербола 1.
18 «Такое синтаксическое средство, как ___, помогает автору аргументировать свою позицию» Благодаря такому синтаксическому средству, как ___... Синтаксические средства выразительности: ___________... Достигается это с помощью тропов: ___________... Возьмите на заметку
19 «Автор использует разнообразные языковые средства, чтобы придать своей речи яркую убедительность. Употребление 6 («путы материализма», «золотое время») обогащает текст различными ассоциациями. 9 («от Москвы до самых до окраин») служит для усиления художественного впечатления. Такое синтаксическое средство, как 3 (предложение 8), позволяет автору усилить эмоциональное звучание своего слова. Речь автора особенно образна, когда он говорит о славе университета. Это подчёркивает такой троп, как 2 («смиренно», «вечный свет»)». Список терминов: 1. антитеза 2. эпитет 3. риторическое восклицание 4. синтаксический параллелизм 5. лексический повтор 6. метафоры 7. сравнение 8. вопросно-ответная форма 9. гипербола
20 4 балла: нет ошибок 3 балла: допущена 1 ошибка 2 балла: допущено 2 ошибки 1 балл : верно указана только 1 цифра 0 баллов: полностью неверный ответ (неверный набор цифр) или его отсутствие Критерии оценок
21 1. градация 2. инверсия 3. синтаксический параллелизм 4. эпифора Какая стилистическая фигура используется в строчках: «В синем море волны плещут, / В синем небе звёзды блещут». (А.Пушкин)?
22 1. парцелляция 2. градация 3. анафора 4. эллипсис Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая» (Е. Гришковец)?
23 1. перифраз 2. метафора 3. олицетворение 4. сравнение Какой троп используется в предложении: «Там припомнят кремлёвского горца» (О.Мандельштам)?
24 1. градация 2. оксюморон 3. риторическое восклицание 4. антитеза Какая стилистическая фигура используется в высказывании: «О времена! О нравы!» (Цицерон)?
25 1. гипербола 2. олицетворение 3. метафора 4. сравнение Какой троп используется в строчке: «Горит костёр рябины красной» (М.Цветаева)?
26 1. эпитет 2. гипербола 3. метонимия 4. сравнение Какой троп используется в тексте: «И пишет боярин всю ночь напролёт, / Перо его местию дышит» (А.К.Толстой)?
27 1. эллипсис 2. оксюморон 3. градация 4. умолчание Какая стилистическая фигура используется в предложении: «Есть тоска весёлая» (С.Есенин)?
28 1. градация 2. оксюморон 3. эллипсис 4. лексический повтор Какая стилистическая фигура используется в предложении: «Мужики – за топоры» (А.Толстой)?
В каком случае дано неправильное определение фигуры речи? A) Антитеза это изобразительный прием, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов. Б) Анафора это изобразительный прием, основанный на повторении слова или группы слов в конце строк, строф или предложений. В) Инверсия это изобразительный прием, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении. Г) Градация это изобразительный прием, основанный на последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.
В каком случае дано неправильное определение фигуры речи? A) Антитеза это изобразительный прием, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов. Б) это изобразительный прием, основанный на повторении слова или группы слов в конце строк, строф или предложений. В) Инверсия это изобразительный прием, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении. Г) Градация это изобразительный прием, основанный на последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака. Анафора
В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. Б) Метонимия это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе смежности двух предметов или явлений. В) это изобразительный прием, основанный на переносе признаков предмета или понятия на живое существо. Г) Сравнение это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. Олицетворение
В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. Б) Метонимия это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе смежности двух предметов или явлений. В) это изобразительный прием, основанный на переносе признаков предмета или понятия на живое существо. Г) Сравнение это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. Олицетворение
Определите, какое средство выразительности использовано 1.Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат. 2.Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи… 3.Тройка! Птица тройка! Кто тебя выдумал? А.Гипербола. Б. Риторический вопрос. В. Многосоюзие. 1 а 2 в 3 б
Определите, какое средство выразительности использовано 1.Автомобиль, гудя и встряхиваясь, метался по…дорогам. 2. Потешных солдат из царских конюхов, сокольничих и даже из юношей изящных фамилий было у Петра I теперь человек триста. 3.Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит! А. Историзмы Б. Лексический повтор В. Олицетворение 1 в2 а3 б1 в2 а3 б
35 «5» - 9 баллов: нет ошибок «4» – 7-8 балл0в: допущены 1-2 ошибки «3» баллов: допущены 3-4 ошибки «2» – менее 5 баллов: допущено 5 и более ошибок Критерии оценок
36 Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К.Г.Паустовский
37
Домашнее задание 38 По тексту написать черновик сочинения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к части С с использованием изобразительно-выразительных средств