Тема урока: «От хозяйства Робинзона к экономике» 8 класс Учитель: Плугатаренко О.В. ГОУ СОШ 776
Цели и задачи урока: Сформировать представление о понятии «экономика»; Выяснить суть процесса производства и его составляющих: рабочей силы человека, предметов и средств труда; Дать характеристику понятиям техника и технология, НТП и НТР; Определить какова роль НТР в развитии производства
Ход урока 1. Оргмомент 2. Актуализация знаний 3. Изложение нового материала 4. Закрепление изученного на уроке. Рефлексия 5. Домашнее задание 6. Подведение итогов урока
Основные понятия: Экономика Производство Предметы труда и средства труда Рабочая сила Производительные силы Производственные отношения Техника Технология «Ноу-хау» Научно-технический прогресс Научно-техническая революция
Вспомните! Что такое потребности человека? Чем является природа для человека и общества? Назовите основные сферы жизни общества. Попробуйте самостоятельно сформулировать, что такое производство? Записываем: Производство – это процесс создания продуктов и услуг, удовлетворяющих потребности людей.
Экономическая сфера Является во многом определяющей по отношению к др. сферам Включает в себя производство необходимых обществу жизненных благ, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение и потребление + отношения людей в процессе этой деятельности.
Понятие «экономика» Экономика (в первоначальном значении, в переводе с древнегр.) – умение вести домашнее хозяйство. Экономика – «искусство ведения хозяйства», хозяйство отрасли, региона, страны (экономика нефтегазовой отрасли, экономика Урала, экономика России, мировая экономика). Экономика – это совокупность отношений между людьми в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Экономика – наука, которая исследует, как люди при ограниченных ресурсах удовлетворяют постоянно растущие потребности. Экономическая наука изучает поведение людей в процессе экономической деятельности, их взаимоотношения, поэтому она относится к общественным дисциплинам.
Составляем схему «Три кита» экономики ???
«Три кита» экономики Рабочая сила человека Предметы труда Средства труда
Предмет труда - это то, на что направлен труд человека ЗАДАНИЕ: Составить схему «Производительные силы» на основе представленных предложений. Средства труда - это то, чем человек воздействует на предметы труда Средства производства - совокупность средств и предметов труда Производительные силы – это средства производства и люди, обладающие определенным производственным опытом и навыками к труду.
Производительные силы Средства производства Предметы трудаСредства труда Люди
Способ производства Производительные силы Средства производства Предметы трудаСредства труда Люди Производственные отношения
Техника (др.-греч. - искусство, мастерство, умение) это общее название различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком.
Работа с текстом учебника Стр основные ступени в развитии техники 3) ? 2) ? 1) ?
Работа с понятиями: Технология комплекс мер, совокупность приемов, способов и методов с целью получения наилучших конечных результатов трудовой деятельности. Технология производства обусловлена текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом. «Ноу-хау» (от англ. - знаю как) – информация, сведения, знания научного, технического, технологического характера, не ставшие общеизвестными.Ноу-хау НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС (НТП) – взаимодействие техники и науки в едином процессе совершенствования производства. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (НТР) – это скачок, рывок в развитии производительных сил общества, процесс интенсивного превращения науки в непосредственную производительную силу.
Неолитическая Промышленная Научно- техническая
Социальные последствия НТР: Работа с учебником: стр.106 Положительные моменты Отрицательные моменты 1) … 2) … 3) … 4) … 1) … 2) … 3) … 4) …
Закрепление: 1. Что вы узнали нового на уроке? 2. Придумайте вопросы по изученному материалу и задайте их друг другу. Домашнее задание: §18, ответы на вопросы