Ход и перспективы реформы железнодорожного транспорта России в сфере грузоперевозок
Параметры исследования Параметры исследования Исследование ВЦИОМ проведено по заказу Института народнохозяйственного прогнозирования РАН в феврале – марте 2010 г. среди представителей целевых аудиторий методом глубинного интервью. Целевая аудитория (сегменты и компании, чьи представители приняли участие в исследовании): 1. Грузоотправители 2. Чиновники 3. Перевозчики и операторы 4. Транспортные компании 5. Отраслевые структуры и ассоциации 6. Научные, экспертные организации и общественные организации Всего опрошено 40 экспертов
© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Болотная набережная 7, к. 1. Тел./факс: (495) Март 3 3 Значение железнодорожного транспорта для России «У России есть две проблемы, проблема температуры и проблема территорий, и чтобы связать территорию, нужна инфраструктура наземная в первую очередь» «Россия так расположена, развивалась таким образом, что без железнодорожного транспорта существование страны теперь уже невозможно, потому что перевозить другими способами на десятки тысяч километров какое-нибудь сырье или продукцию просто нереально» «Более 50% всего грузооборота, включая трубопроводный транспорт, приходится на железнодорожный транспорт,…в плане оборота тонн на километр - это примерно около 80% всего оборота в России» Мнения экспертов
© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Болотная набережная 7, к. 1. Тел./факс: (495) Март 4 4 Возможности России как страны-транзитера Рынок международных перевозок и транзитных перевозок по большей части потерян для российских железных дорог ИЗ-ЗА: «Я вам скажу честно, у меня есть большие сомнения по поводу того, что мы кому-то можем составить серьезную конкуренцию на международном уровне, если не считать рынок СНГ» Более дешевой стоимости морских перевозок Низкой эффективности работы российского ж/д транспорта низкие скорости перевозок (в 2-3 раза ниже, чем в Европе) отсутствие гарантий по срокам, качеству, безопасности поставок Сложностей пограничного и таможенного оформления Мнение эксперта
© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Болотная набережная 7, к. 1. Тел./факс: (495) Март 5 5 Эффективность организации и управления ж/д транспорта в России Отсутствие оперативного управления и контроля со стороны Правительства РФ и отсутствие ряда финансовых, правовых, управленческих преобразований, в которых нуждалась отрасль последние лет Эксперты затрудняются дать оценку эффективности работы современного железнодорожного транспорта, так как в настоящее время отсутствуют адекватные критерии оценки отрасли Неэффективность монопольного управления железнодорожным транспортом Причины неэффективности Ж/Д транспорта
© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Болотная набережная 7, к. 1. Тел./факс: (495) Март 6 6 Перспективы развития железнодорожного транспорта в России Разработка программы модернизации российского ж/д транспорта с учетом требований заинтересованных сторон (грузоотправителей, пассажиров, иностранных партнеров) за счет использования собственных научных достижений и передовых западных технологий и др. Повышение конкурентоспособности ж/д транспорта с автомобильным. Последствия вступления России в ВТО и возможного прихода иностранных перевозчиков на внутренний рынок: плюсы/ минусы, защита интересов российских грузоотправителей. «У нас экономика сырьевая, поэтому возить мы будем ж/д транспортом еще много лет, поэтому требуется развитие. Государство должно деньги выделять и контролировать тарифы» На повестке дня развития ж/д транспорта проблемы:
Ход реформирования железнодорожного транспорта
© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Болотная набережная 7, к. 1. Тел./факс: (495) Март 8 8 Необходимость реформы железнодорожного транспорта в России Ключевая цель реформы Но они едины в оценках необходимости реформы. Эксперты поддерживают продолжение реформы, при выполнении предварительных шагов: Проведение глубокого анализа количественных рисков; Оценка предполагаемых последствий реформы; Пересмотр подхода к реформированию системы управления в отрасли, с учетом опыта проведения реформ в других отраслях; Определение критериев оценки эффективности реформы. При сохранении существующей программы реформирования результатом явится неконтролируемый рост тарифов и кризис отрасли. Развитие экономики страны в целом за счет повышения эффективности работы железнодорожного транспорта, а не рентабельность и прибыль отдельных дочерних компаний ОАО «РЖД» Официальная программа реформирования, направленная на либерализацию, децентрализацию отрасли, введение конкуренции для достижения таких целей, как модернизация, совершенствование управления, повышение эффективности Мнения экспертов о реализации реформы расходятся Преобразования должны затрагивать не структуру управления ж/д транспортом, а модернизацию ее технической составляющей и улучшение менеджмента
© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Болотная набережная 7, к. 1. Тел./факс: (495) Март 9 9 Оценка промежуточных результатов реформы Ее реализация тормозится (оперативно не принимаются решения) В среднем на 2,5 балла по 5-балльной шкале Предпринимаемые в ходе реформы меры не способствуют достижению намеченных целей: в правовом поле не созданы работающие управленческие, нормативные и тарифные механизмы для ее реализации Эксперты негативно оценивают промежуточные итоги проходящей реформы ж/д транспорта Основные тактические причины провала современной реформы российских железных дорог Нет единого центра управления реформой, ответственных за нее и заинтересованных в её проведении лиц Отсутствуют технически и экономически обоснованные цели реформы и критерии их оценки
© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Болотная набережная 7, к. 1. Тел./факс: (495) Март 10 Итоги реформы сохранение целостности и работоспособности отрасли в условиях перехода от плановой к рыночной экономике преобразование МПС в ОАО «РЖД» появление независимых игроков в сфере оперирования грузовых вагонов, повышение объемов частных инвестиций в подвижной состав Плюсы Минусы снижение эффективности работы ж/д транспорта повышение тарифов увеличение парка грузовых вагонов, принадлежащих частным собственникам снижение эффективности управления ж/д транспортом ухудшение состояния магистральной инфраструктуры
© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Болотная набережная 7, к. 1. Тел./факс: (495) Март 11 Пути дальнейшего реформирования Доведение реформы до логического конца по утвержденному Правительством РФ плану позволит добиться каких-то изменений/ улучшений в отрасли Отказ от идеи развития конкуренции и частного управления подвижным составом. Необходимо с наименьшими издержками вернуться к монопольному, контролируемому управлению отраслью Эксперты разошлись во мнениях относительно путей дальнейшего реформирования железнодорожного транспорта
© ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Болотная набережная 7, к. 1. Тел./факс: (495) Март 12 Пути дальнейшего реформирования снять тарифные ограничения для создания полноценной конкуренции (переход от системы регулирования тарифа по фиксированной ставке к системе установки предельных уровней тарифа) необходимо изменить тарифную систему разработать план строительства железных дорог / развития инфраструктуры (по оценке экспертов, необходимо увеличить сеть минимум на 30%)
Контактная информация Центральный офис ВЦИОМ Москва, ул. Болотная набережная 7, к. 1 т./ф. (+7495)