Введение в медиаобразование
Ключевые понятия Медиа Медиатекст Медиаобразование
Медиа (media) – средства массовой коммуникации – технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (автором медиатекста) и объектом (массовой аудиторией)
Медиатекст (media text, Media construct) – сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм, Интернет-ресурс и др.)
Медиаобразование - это обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике (ЮНЕСКО).
Медиаобразование – направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации – прессы, ТВ, радио, кино, видео и др. (Психолого-педагогический словарь).
Методологическая база Исследования знаменитого педагога Дж. Дьюи ( )
Подходы к медиаобразованию Интегрированный – через уже имеющиеся учебные предметы (Л.С.Зазнобина и исследовательская группа лаборатория технических средств обучения и медиаобразования Российской Академии образования, А.В. Спичкин, Э.Харт, другие зарубежные медиапедагоги)
Подходы к медиаобразованию Факультативный – создание сети факультативов, кружков, клубов, фестивалей медиаобразовательного цикла (О.А. Баранов, И.С. Левшина, В.А. Монастырский, Г.А. Поличко, Ю.М. Рабинович, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, Л.М. Баженова и исследовательская группа лаборатории экранных искусств Института художественного образования Российской Академии образования и др.)
Подходы к медиаобразованию Специальный – введение нового предмета, спецкурса, связанного с медиакультурой (С.Н. Пензин, Г.А. Поличко, Ю.М. Рабинович, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров и др.)
Предмет медиаобразования Система медиа и ее функции в обществе
Цели медиаобразования Формирование культуры взаимодействия с медиа Развитие восприятия различных видов информации Умений анализа и интерпретации медиатекста Формирование критического мышления Обучение различным формам самовыражения при помощи медиа и развитие творческих способностей в этой сфере
Методы медиаобразования Словесные (рассказ, лекция, беседа, диалог, анализ, дискуссия и т.д.) Наглядные (просмотр аудиовизуального материала) Репродуктивные Исследовательские Эвристические Проблемные Игровые
Дидактические принципы медиаобразования Социокультурное развитие личности в процессе обучения Научность Систематичность и доступность Связь теории с практикой Наглядность Активность аудитории Переход от обучения к самообразованию Связь обучения с окружающей действительностью Положительный эмоциональный фон Учет индивидуальных особенностей учащихся
Этапы реализации медиаобразовательных подходов Получение знаний об истории, структуре, языке и теории медиа (образовательная составляющая) Развитие восприятия медиатекстов, «чтения» их языка, активизация воображения, зрительной памяти, развитие различных видов мышления (в т.ч. – критического, логического, творческого, образного, интуитивного), умений для понимания идей (нравственных, философских проблем и пр.), образов и т.д. Развитие креативных практических умений на материале медиа
Способы учебной деятельности Дискриптивный (пересказ медиатекста) Личностный (описание отношений, эмоций, воспоминаний, которые вызывает медиатекст) Аналитический (анализ структуры медиатекста, языковых особенностей, точек зрения) Классифкационный (определение места произведения в историческом контексте) Объяснительный (формирование суждений о медиатексте в целом или о его части) Оценочный (заключение о достоинствах медиатекста на основе личностных, нравственных или формальных критериев)