БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ОМСКА «ДЕТСКИЙ САД 207 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ФИГУРЕНКО ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА, учитель-логопед
ХОРОШИЙ, ЯСНЫЙ ВЫГОВОР СЛОВА, ТАКОЙ, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ ИЗ ЗВУКОВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ СЛОВО, БЫЛ СЛЫШЕН, И ЧУТКОЕ УХО В РАЗЛИЧЕНИИ ЭТИХ ЗВУКОВ – ВОТ ГЛАВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРАВОПИСАНИЯ. К.Д. УШИНСКИЙ
дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук; нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы; дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма. наличие у детей недостатков звукопроизношения является одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку:
формирование у дошкольников правильного произношения всех звуков родного языка, воспитание хорошей дикции и выразительности речи
развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи), формирование правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами, развитие речедвигательного аппарата, выработка правильного речевого дыхания, умеренного темпа речи, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение высоты и силы голоса, темпа речи и т.д. в зависимости от содержания высказывания).
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ (слухового внимания и речевого слуха, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи) ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ (произношения звуков, четкой дикции и т. д.) РАЗВИТИЕ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (речевого дыхания, артикуляции, модуляций голоса
«Зимние забавы» «Футбол» «Бабочка»
«По дороге»«Фасолевые гонки» «Путешествие Колобка»
«Сказка о Веселом Язычке»
«Три медведя» Я по лесенке шагаю И все звуки пропеваю
«По дорожке» По дорожке пальчиком веду, Вместе с мишкой прорычу
«По дорожке» Если близко жук летит, я жужжу погромче, Если улетает жук, тише голос станет вдруг
«Подружи звуки» Крышки пальчики обули, Смело в них вперед шагнули: ЛА, ЛО, ЛУ…
По дорожке я шагаю, Звуки в слоги соединяю: СА - самолет, санки, самокат…
«Разные слова» На картинки посмотри, Звуки Т - Д в них найди
«Разные слова»
«Город звуков»
«Характеристика звука»
«Кто в домике живёт?»
«Где прячется звук?»
«Различаем звуки»
«Собери бусы» «Звуковая карусель»
«Зашифрованное слово»
«Прицепи вагоны к паровозу»
«Слог да слог…» Слог да слог и будет слово, Мы в игру играем снова.
«Улитка»
«Рифмы»
«Скороговорки» «Поскорее сосчитай»
«Связанные одной цепью»
«Игры-драматизации» ролевых диалогов, знакомых потешек, литературных текстов
Сформированность звуковой стороны речи – овладение правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров); Сформированность фонематических процессов – умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка, готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи; Мелодико-интонационная выразительность речи – умение использовать различные средства выразительности речи (мелодику голоса, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи).