Раздел 4. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Районный ресурсный центр ГОУ 457 «Школа информационной культуры»
Раздел 4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна содержать: 4.1.Ценностные ориентиры начального образования. 4.2.Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте. 4.3.Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов. 4.4.Типовые задачи формирования УУД. 4.5.Условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.
Универсальные учебные действия способность к самосовершенствованию и саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, умение учиться; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
4.1.Ценностные ориентиры начального образования: формирование основ гражданской идентичности, формирования психологических условий развития общения, развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма, развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
4.2. Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте: Личностные. Познавательные. Коммуникативные. Регулятивные.
Личностные УУД: действие смыслообразования (интерес, мотивация); действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»); формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру; формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы); эмоциональное осознание себя и окружающего мира; формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру; формирование желания выполнять учебные действия; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.
Познавательные УУД: А) Общеучебные универсальные действия (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств и т.д.). Б) Универсальные логические действия (имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания; способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.). В) Знаково-символические действия (моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область).
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю); формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.); формирование умения работать в парах и малых группах; формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).
Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности : целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.
4.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов.
4.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов. На примере предмета «Русский язык». Приоритеты предметного содержания в формировании УУД: Личностные: жизненное самоопределение. Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий. Познавательные: формулирование личных, языковых, нравственных проблем, моделирование (перевод устной речи в письменную). Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге, самовыражение.
4.4. Типовые задачи формирования УУД предлагаются в пособиях серии «Стандарты второго поколения». В программе ГОУ необязательно конкретизировать перечень приемов и методик, можно давать только ссылки.
В помощь учителю серия: «Стандарты второго поколения»
4.5. Условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию. Готовность детей к школьному обучению исследуется психологом или учителем по методикам, предложенных в психологических пособиях. В программе делаются ссылки на используемые методики.
Спасибо за внимание! Удачи в составлении программы! Районный ресурсный центр ГОУ 457 «Школа информационной культуры»