Надпредметный курс «Мир деятельности» как ресурс для формирования метапредметных и личностных УУД в основной школе Заместитель директора по УВР Гимназии 405 Левченко Оксана Александровна
«Мир деятельности» Цель: создание теоретического фундамента для формирования общеучебных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств. Программа надпредметного курса
Программа «Мир деятельности» 4 содержательно-методические линии: организационно-рефлексивная; коммуникативная; познавательная; ценностная.
Модуль 1. Учусь учиться. Цели модуля: уточнить знания учащихся о структуре учебной деятельности; создать условия для выполнения действий по фиксации собственных затруднений, определению их причины, постановки цели, включая способность ставить новые учебные цели и задачи; формировать умение выполнять планирование и реализацию задуманных шагов, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей, методов и средств достижения целей; формировать умение проводить контроль и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действий, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Тематические недели: Тема 1. Структура учебной деятельности. Тема 2. Учусь преодолевать свои затруднения. Тема 3. Учусь контролировать и оценивать себя.
Модуль 2. Сотрудничество. Цели модуля: организовать выполнение действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; создать условия для формирования умений определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; способствовать практическому освоению морально- этических и психологических принципов общения и сотрудничества, умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; выстраивать межличностные отношения;
Тематические недели: Тема 1. Основные правила сотрудничества. Тема 2. Учимся вместе. Тема 3. Анализируем результаты, извлекаем уроки.
Модуль 3. Проектная деятельность. Цели модуля: создать условия для практического освоения обучающимися основ проектной и исследовательской деятельности; познакомить с понятием проекта, видами проектов, структурой и требованиями к оформлению и представлению проектов различных видов. организовать поле деятельности для практического освоения методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата.
Тематические недели: Тема 1. Учусь строить проект. Тема 2. Учусь познавать мир. Тема 3. Учусь оформить свой проект.
Модуль 4. В океане информации. Цели модуля: формировать умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов библиотек и Интернета; создать условия для применения различных по цели способов чтения (ознакомительного, изучающего, смыслового, усваивающего и поискового чтения); научить структурировать и преобразовывать информацию, используя разные формы её представления; решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи, требующие полного и критического осмысления источника информации и самого содержания.
Тематические недели: Тема 1. Источники информации. Тема 2. Учусь работать с информацией. Тема 3. Учусь анализировать информацию.
Модуль 5. Я – автор! Цели модуля: создать условия для формирования «Яконцепции», раскрытия лидерских качеств личности, умения брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство), учитывать разные мнения и интересы при обосновании собственной позиции; научить использовать адекватные языковые средства, стили речи для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей в зависимости от цели коммуникации; отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи;
Тематические недели: Тема 1. Как донести свою позицию. Тема 2. Мой результат – моя ответственность. Тема 3. Творчество и созидание.
Модуль 6. Я могу достичь успеха. Цели модуля: формировать адекватную позитивную самооценку: умение критично относиться к своим личностным качествам, грамотно выстраивать оценку своих ценностных ориентиров и т.д.; создать условия для повышения мотивации к самообразованию и самовоспитанию, готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; создать условия для осознанного выбора направления профильного образования, приобретения практического опыта реализации своих возможностей в различных областях и сферах деятельности (организация системы проб учащимися своих возможностей (в том числе предпрофессиональных проб).
Тематические недели: Тема 1. Мои сильные стороны и точки роста. Тема 2. Мой путь к успеху. Работаю над собой. Тема 3. Пробую себя в разных областях. («Проба пера»).
Модуль 7. Шаг в будущее. Цели модуля: создать условия для пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности. формировать умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий создать условия для готовности учащихся к выбору профильного образования и будущей профессиональной деятельности, строить жизненные планы во временной перспективе.
Тематические недели: Тема 1. Что я хочу? Тема 2. Учусь делать выбор. Тема 3. Мой план.
Модуль 8. Ценности моей жизни. Цели модуля: формировать знание истории, географии, основ права своего края, его достижений и культурных традиций, национальных ценностей; создать условия для освоения общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; создать эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, и т.д.;
Тематические недели: Тема 1. Мир людей. Тема 2. Мой мир. Тема 3. Среда обитания.
Надпредметный курс «Мир деятельности» 1 – 4 кл. как ресурс для средней школы Первичный опыт в формировании и диагностике УУД для учителей среднего звена Подготовка к выполнению ФГОС на основе ДСДМ Л.Г. Петерсон Знакомство с планируемыми результатами освоения ООП НОО Приобретение знаний об УУД учителями средней школы