Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка Малова Наталия Валерьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Майская СОШ»
Компетенция (от лат. competere добиваться, соответствовать, подходить) Включает в себя: знания, которые должны быть усвоены; умения и навыки, которые в соответствии с деятельностным подходом должны быть сформированы; развитие личности школьника.
Ключевые компетенции в преподавании русского языка языковаялингвисти- ческая коммуникати- вная культуро- ведческая
Коммуникативная компетенция Способность понимать чужие и создавать собственные программы речевого поведения, согласно целям и ситуациям общения.
Коммуникативная компетенция Знания стилей речи, типов речи, способов связи предложений в тексте и др. Умения и навыки выбора языковой формы, способа выражения в зависимости от условий речевой ситуации
Этапы формирования коммуникативной компетенции Изучение теоретического материала через призму практического применения Варианты мотивации: «Профи» «Кумир» «Суд над темой» 1) Готовность к проявлению компетенции
Этапы формирования коммуникативной компетенции Наблюдение над языковым материалом Эвристическая беседа Моделирование опорной схемы 2) Владение знанием содержания компетенции
Модель опорной схемы Типы речи ПовествованиеОписаниеРассуждение Что делает предмет? Каков предмет? Почему? Последователь ные действия Одновременные признаки Размышления по поводу…
Словарная работа Работа с текстом Учебный диалог Этапы формирования коммуникативной компетенции 3) Опыт проявления компетенции
Этапы формирования коммуникативной компетенции Рефлексия по поводу созданного текста Коррекция своего речевого поведения 4) Отношение к содержанию компетенции и объекту её приложения