Служба Связи при Правительстве Республики Таджикистан, ОАО Таджиктелеком РАЗВИТИЕ телекоммуникации в Республики Таджикистан
В настоящее время в Республике Таджикистан происходит ускоренное развитие телекоммуникаций, являющейся одним из важнейших секторов народного хозяйства, непосредственно влияющим на экономический рост и развития республики. С внедрением новых технологий расширились сети связи, что послужило увеличению более чем в два раза количества операторов связи и широкому использованию ИКТ во всех сферах жизнедеятельности страны. В свою очередь внедрение новых технологий привело к поиску новых форм и способов, регламентирующих деятельность в отрасли связи.
Наблюдается перераспределение предложения услуг : все меньшей становится доля традиционного сектора, в частности фиксированной телефонии, и все большей – высокотехнологичных и высокодоходных услуг. В настоящее время полностью завершена модернизация большинства телефонных сетей. Характерным для отрасли связи является проведение процесса либерализации телекоммуникационного рынка и появление альтернативных операторов междугородной и международной связи. В настоящее время деятельность в предоставлении услуг электрической связи и телематических служб осуществляют более 350 лицензиатов. На различные стандарты сотовой связи – (GSM, СDMA 20001Х, СDMA 450, 3G-UMTS) выдано 25 лицензий.
К настоящему времени практически все предприятия связи переданы в частное владения, да и число субъектов, желающих заниматься предоставлением услуг связи увеличивается с каждым годом. В настоящее время в республике действует 138 хозяйствующих субъекта, которые занимаются деятельностью в области связи, но признанным среди населения Таджикистана остается ОАО «Точиктелеком»,имеющий на сегодняшней день современные технологии в инфраструктуре телекоммуникации. Созданная транспортная сеть Республики позволила выйти на международное соединения со странами Ближнего Зарубежья, что, безусловно укрепляет положения нашей Республики в международном масштабе. Деятельность в области связи в соответствии с Положением «Об особенностях лицензирования отдельных видов деятельности» лицензируется по индивидуальным и типовым лицензиям и разделены на 17 видов, основными из которых являются: сотовая связь - 15 лицензий; телематические службы (включая. IP-телефонии) – 26; телематические службы по каналам операторов( включая. IP) -10; телематические службы иск. IP через сети операторов – 90; международная связь 15; междугородняя связь 14; местная (фиксированная) телефонная связь 14; проектирование и строительство объектов связи -39.
Количество абонентов сотовой связи на 1 января 2012 года составляет примерно и продолжает увеличиваться, количество абонентов фиксированной связи составляет около , это дешевая и доступная связь для всех слоев населения республики еще остается самой востребованной в условиях труднодоступного рельефа республики. Существующая конкуренция обязывает операторов увеличивать зону охвата сотовой связью, поэтому растет число базовых станций, радиорелейных линий, сотовая связь, которая проникает в самые отдаленные районы республики, по этому растет число базовых станций, радиорелейных линий. Степень внедрения и использования Интернет становится решающим фактором экономического и социального развития государств. Услуги электронной почты и доступа в сеть Интернет предоставляют 29 Интернет- операторов и 150 Интернет – правайдеров. Количество активных пользователей сети Интернет в Таджикистане достигло более 600 тысяч абонентов, с учетом пользователей услуг мобильного Интернета. Количество потенциальных, то есть «периодически» входящих в сеть Интернет с учетом студентов и преподавателей ВУЗов, а также с учетом реализованных операторами и провайдерами Интернет-карт и посещений гражданами пунктов коллективного доступа - количество достигло более 2 мил человек
К сожалению, на сегодня в республике интеграция отраслевых информационных ресурсов не решена. В существующих специализированных web-сайтах многих государственных органов отсутствуют информационные ресурсы, на которых систематически размещались и обновлялись бы официальные документы, образовательная, деловая и справочная информация. Возможности телекоммуникационной инфраструктуры Таджикистана уже позволяет сделать это, т.к. телекоммуникационные услуги, необходимые для доступа к сети Интернет имеются во многих городах, районных центрах и населенных пунктах республики. Проблема состоит лишь в совершенствовании существующей системы и подключении к глобальной информационной инфраструктуре отдаленных районов и населенных пунктов республики.
И именно для решения этой проблемы и для обеспечения повсеместного доступа населения республики к международным информационным сетям, включая Интернет, бившем Министерством связи разработан инвестиционный проект «Транспортная сеть телекоммуникаций РТ», который предусматривает использование новейших технологий для соединения столицы г. Душанбе со всеми городами, районами республики с дальнейшим развитием и внедрением ИКТ внутри каждого региона Необходимо отметить, что в Таджикистане появилась беспроводной Интернет WIMAX, широко внедряются сети фиксированной связи по NGN технологии, в инфраструктуре связи развиваются быстро-окупаемые беспроводные системы. Для обеспечения общего доступа к сети Интернет создаются пункты коллективного доступа (ПКД) - 300, которые являются катализаторами интернетизации Таджикистана. В Таджикистане в настоящее время насчитывается более 100 тысяч персональных компьютеров, т. е на 100 жителей республики приходится 1,9 компьютеров. Достаточно динамично развиваются информационные ресурсы в Интернет. Появляются много Веб-сайтов, однако к сожалению они в основном содержат социально-политическую, массовую информацию. В настоящее время под доменом.tj в республике открыто более 3000 сайтов. Плотность Web-сайтов в Интернет составляет 0,04 на 100 жителей республики.
Что касается политики страны в области ИКТ в Республике Таджикистан то принято ряд нормативно – правовых документов, непосредственно относящихся к внедрению в республике информационно-коммуникационных технологий. Это такие документы как – «Программа обеспечения информационной безопасности Республики Таджикистан», Стратегия «Информационно- коммуникационные технологии для развития Республики Таджикистан», утвержденная Указом Президента Республики Таджикистан 5 ноября 2003 года, Программа «Развитие и внедрение информационно-коммуникационных технологий в Республике Таджикистан», утвержденная Постановлением Правительством Республики Таджикистан 3 декабря 2004 года, Программа «Применение и развитие информационных технологий в таджикском языке», Указ Президента Республики Таджикистан от 27 февраля 2006 года по образованию «Совет по информационно-коммуникационным технологиям при Президенте Республики Таджикистан. Использование информационно-коммуникационных технологий сегодня в республике является не только ключевым фактором экономического роста, но и необходимым условием развития страны.
В некоторых органах государственного управления используется наиболее простой и дешевый способ телекоммуникационного взаимодействия с компьютерами, установленными в соответствующих местных исполнительных органах государственной власти – через модемы и коммутируемые телефонные каналы. Однако ограниченные возможности такой технологии, не позволяют удовлетворительно решать актуальные задачи информационного взаимодействия органов управления различного уровня, для которых в современных условиях требуется более высокий уровень телекоммуникационных услуг в части оперативности, полноты, достоверности и удобства использования получаемой информации. Во всех министерствах и ведомствах республики существуют или создаются электронные информационные ресурсы, в которых заинтересованы органы исполнительной и законодательной власти. К сожалению, эти информационные системы функционируют в основном в интересах отдельных структур и решают только ведомственные задачи.
Внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти является комплексным и сложным процессом, требующим современных подходов к управлению со стороны государства. Существующая в настоящее время модель управления процессами информатизации органов государственной власти имеет существенные недостатки: - Отсутствуют прозрачные для всех органов государственной власти стратегические приоритеты информатизации системы государственного управления; -Отсутствуют единый согласованный план совершенствования деятельности органов государственной власти на основе современных информационных технологий; -Отсутствуют система мониторинга текущих и перспективных потребностей органов государственной власти в использовании информационных технологий; - Отсутствуют единый реестр ведомственных проектов и система сбора информации о статусе из реализации; -не закончено формирование единой системы управления процессом информатизации органов государственной власти, обеспечивающей эффективную координацию реализуемых проектов на межведомственном уровне.
В настоящее время 60% госслужащих имеют компьютеры на рабочих местах, их которых около 7% подключены к сети Интернет и столько же имеют персональные адреса электронной почты. Наиболее компьютеризированным являются Госкомстат республики (98%), банковская система (от 80 до 100% в зависимости от регионов), вузы столицы и другие организации. В настоящее время многие государственные органы Республики Таджикистан создали веб -сайты, что поднимает их престиж в глазах международного информационного сообщества.
Веб – сайты и электронные адреса организаций, удобнее для навигации в сети Интернет, приобрели дополнительное идентификационное значение, т.е. они стали указываться на бланках наравне с телефонами, факсами и даже в рекламах своих товаров и услуг. Небольшое количество организаций используют Интернет для предоставления информации о себе. Из числа предоставивших информацию более 60% государственных организаций имеют собственные веб – сайты и 100% из них имеют адреса . Основная доля предприятий, использующих для работы внутренний электронный документооборот через установленные локально – компьютерные сети (ЛКС) приходится на г. Душанбе и составляет здесь около 90% организаций.