Раздел "Общение и коммуникации в организации" Темы: "Общение как вид деятельности". "Особенности межличностного восприятия" Новикова Т.Г., АПКиППРО
Задание 1 Приведите одно обоснование, почему обучение общению необходимо современному директору школы: ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
Задание 2 «Распаковка»понятия "Общение" Заполнение смысловых блоков Общение Представляет собой: Включает: Предполагает:
Система организационного общения это совокупность каналов общения, связывающих элементы организационной структуры. Предназначена для сбора, передачи и обработки информации. Обработка предполагает не только анализ и тиражирование информации, но ее хранение и своевременное обновление. Менеджер тратит на общение до 90% своего времени.
Общение осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие людей, сопровождающееся изменениями в поведении, состоянии, мыслях и чувствах партнеров.
Основные цели и функции общения прием и передача информации (коммуникативная функция); согласование действий при осуществлении совместной деятельности (регулятивная функция); установление эмоциональных отношений на основе взаимного восприятия партнерами друг друга (перцептивная функция). В условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.
Уровни коммуникативной функции общения На первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности индивидов, которые вступают в контакт. Второй связан с передачей и принятием значений. В этом случае общение выступает как информирование, обучение, инструктаж и т. д. Третий уровень связан со стремлением индивидов понять взгляды и установки друг друга. Общение здесь направлено на получение обратной связи о результатах собственных действий (согласие, несогласие, сопоставление взглядов)
Общение Общение почти всегда предполагает воздействие на психическое состояние и/или поведение партнера. Эффективность общения измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. В этом контексте информация, исходящая от адресата, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.
Типы информации Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция может быть различной. Это может быть активизация, т. е. побуждение к действию в заданном направлении. Это может быть интердикция, т.е. побуждение, не допускающее определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Это может быть дестабилизация рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.
Типы информации Констатирующая информация выступает в форме нейтрального сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения, она тем не менее воздействует на поведение.
Взаимодействие в процессе общения (подходы) В основе лежит принцип выделения противоположных видов взаимодействия кооперация и конкуренция согласие и конфликт, приспособление и оппозиция, ассоциация и диссоциация и т. д. Например: "Против кого дружим?"
Формы организации совместной деятельности Зависят от регулятивной роли общения и характера взаимодействия партнеров каждый участник делает свою часть общей работы независимо друг от друга «совместно-индивидуальная деятельность» (пример некоторые рабочие группы, где у каждого свое задание); общая задача выполняется последовательно каждым участником «совместно-последовательная деятельность» (пример конвейер); одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными «совместно-взаимодействующая деятельность» (пример спортивные команды, часто конструкторские бюро).
Категории взаимодействий взаимодействие, связанное с позитивными эмоциями (солидарность, снятие напряжения, согласие); взаимодействие, связанное с негативными эмоциями (несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма), взаимодействие в сфере постановки проблемы (просьба об информации, просьба высказать мнение, просьба об указании), взаимодействие в решении проблемы (предложение, указание, мнение, ориентация других).
Перцептивная функция общения Общение, как взаимодействие, начинается с восприятия человека и формирования представления о возможном партнере по контакту. Каким будет это представление, зависит не столько от некоей «объективно воспринимаемой реальности», сколько от индивидуального опыта воспринимающего, от его понимания ситуации и от самоподачи партнера.
Этапы установления контакта Восприятие внешних характеристик партнера. Оценивается выражение лица, мимика, жесты, походка, позы, рост, речь и голос, одежда и прическа, возраст. Эмоциональная оценка увиденного. Попытка понять причины поступков другого человека, чтобы более точно прогнозировать стратегию его поведения. Создание собственной стратегии поведения.
Особенности межличностного восприятия
Эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга Более всего исследованы три таких эффекта: «ореола» («гала-эффект»), «новизны» и «первичности», «проекции» или «стереотипизации».
Сущность эффекта «ореола»: информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на образ, который был создан заранее. Этот образ выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Исследования показывают, что эффект «ореола» наиболее явно проявляется, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия.
Эффект «первичности» и «новизны» На восприятие незнакомых людей наибольшее влияние оказывает первичная, предъявленная в первую очередь информация. Напротив, в ситуациях восприятия знакомых людей действует эффект «новизны», который заключается в том, что последняя, более новая, информация оказывается наиболее значимой.
Эффект «проекции» выражается в неосознаваемой тенденции переноса собственных представлений, состояний и особенностей на партнера по общению. В более широком плане все эти эффекты можно рассматривать как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, т. е. явления стереотипизации.
Типичные ошибки восприятия Ошибка неравенства: качества человека, значительно превосходящего нас по социальному, интеллектуальному, групповому статусу переоцениваются (или резко недооцениваются). Ошибка общей эстетической выразительности человека: если человек нам нравится внешне, мы склонны приписывать ему лучшие личностные качества. Ошибка отношения к нам: те люди, которые нас любят, кажутся нам гораздо лучше.
Задание1 стр. рабочей тетради Прочитайте ситуацию и на основе представленного материала ответьте на вопрос: Каким образом этот специалист управляет отношением к себе и своим словам?
Задание 2 Перечитайте в ситуации на ст. Рабочей тетради выделения жирным шрифтом и распределите номера по соответствующим столбцам. Предложите свои комментарии
Эксплуатация ошибки неравенства: создание впечатления своей высокой статусности Эксплуатация ошибки общей эстетической выразительности: повышение своей привлекательности Эксплуатация ошибки отношения к нам: создание впечатления хорошего отношения к собеседнику Задание 2 Перечитайте в ситуации выделения жирным шрифтом и распределите номера по соответствующим столбцам.
Результат работы (Портфолио директора): Методические приемыПродукты управленческой деятельности Технология групповой работы Распаковка ключевого понятия Заполнение ассоциативной таблицы методом незаконченных предложений Дискуссия Графический организатор ключевых понятий (работа с текстом) Матричная таблица
Результат работы (Портфолио директора): Методические приемыПродукты управленческой деятельности Технология групповой работы (позиция модератора) Приемы координации группового взаимодействия (позиция тьютора) «Водоворот проблем и решений» - технологический прием «Зеркало проблем» Целевая программа «Партнерство» Матричная таблица Графический организатор ключевых понятий (работа с текстом)
Спасибо за внимание и продуктивную работу!