Лекция 8 тема 8. Основные модели коммуникации План 1.Линейная модель коммуникации 2. Интеракционная модель коммуникации 3. Общая теория коммуникаций 4. Аутопотетическая модель коммуникации
Литература. 1. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: Учеб. Пособия. – М. : Альфа-М; ИНФРА – М., Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов. Под ред. А.П. Садохина.-М: Юнити- ДАНА, Ларченко С.Г., Еремин С.Н. межкультурное взаимодействие в историческом процессе. – Новосибирск, Леонтьев А.А. Психология общения М.,1997.
В теории коммуникации были представлены различные структурные модели коммуникации по-разному выделяющие как элементы коммуникации, так и связь между ними. Наибольшую известность и влияние долгое время имела линейная модель коммуникации, сформулированная в 1948г. Американским социологом Г.Д. Лассуэлом в виде следующих вопросов: Кто - сообщает, что – сообщает, по какому каналу и с каким эффектом? Эта формула стала основной традиционного деления предметных областей исследования коммуникации на коммуникатора, содержание и средства коммуникации, аудиторию и эффекты воздействия.
В формуле Лассуэлла Выражен бихевиористский подход к коммуникации как прямому воздействию сообщений коммуникатора на реципиента, который выступает лишь в качестве объекта, реагирующего на воспринимаемую информацию. Выражен бихевиористский подход к коммуникации как прямому воздействию сообщений коммуникатора на реципиента, который выступает лишь в качестве объекта, реагирующего на воспринимаемую информацию. При таком альтернативном видении сущности коммуникации на первый план выдвигается активность реципиента как равноправного субъекта коммуникативной деятельности. При таком альтернативном видении сущности коммуникации на первый план выдвигается активность реципиента как равноправного субъекта коммуникативной деятельности.
В результате первой попытки сформулировать эту позицию родилась интеракционистская модель коммуникации, предложенная в 1953 г. Т. Ньюкомбом. Субъекты коммуникации здесь равноправны и связаны как взаимными ожиданиями и установками, так и общим интересом к предмету общения. Коммуникация рассматривается как реализация этого интереса с помощью передаваемых сообщений. Эффекты коммуникации состоят в сближении или отдалении точки зрения коммуникатора и реципиента на общий предмет, что, в свою очередь, означает расширение или сужение их возможностей взаимопонимания и сотрудничества. Такой взгляд на коммуникация ставил в центр внимания достижение согласия между субъектами коммуникация, установление равновесия в системе взаимных установок. коммуникаторСообщениеканал Получатель (аудитория) Эффективность сообщения
Модели Лассуэла и Ньюкомба использовались социологами и психологами для разработки приемов коммуникация в целях рекламы, политической пропаганды и т.д. Особенности процессов коммуникации в группах, организациях и др. социальных системах требуют более сложных моделей. Необходимо учитывать влияние социальных институтов, прослеживать пути распространения сообщений, различные уровни их воздействия. Модели Лассуэла и Ньюкомба использовались социологами и психологами для разработки приемов коммуникация в целях рекламы, политической пропаганды и т.д. Особенности процессов коммуникации в группах, организациях и др. социальных системах требуют более сложных моделей. Необходимо учитывать влияние социальных институтов, прослеживать пути распространения сообщений, различные уровни их воздействия.
Значительное влияние имеет общая теория коммуникаций, разработанная канадским социологом Г. Маклуэном. Значительное влияние имеет общая теория коммуникаций, разработанная канадским социологом Г. Маклуэном. По его мнению, развитие коммуникативных средств определяет как общий характер культуры, так и смену исторических эпох. В самом начале общения людей было ограничено рамками устной речи и мифологическим мышлением. В самом начале общения людей было ограничено рамками устной речи и мифологическим мышлением. Дальнейшее развитие коммуникационных процессов Маклуэн связывает с появлением письменности. Дальнейшее развитие коммуникационных процессов Маклуэн связывает с появлением письменности. Следующий этап усложнения коммуникационных взаимодействий связан с изобретением в xv в. печатного станка. Следующий этап усложнения коммуникационных взаимодействий связан с изобретением в xv в. печатного станка. Новым этапом в коммуникативных процессах, по мнению Маклуэна, стало широкое применение современных аудиовизуальных и электронных средств коммуникации. Новым этапом в коммуникативных процессах, по мнению Маклуэна, стало широкое применение современных аудиовизуальных и электронных средств коммуникации.
Немецкий социолог Николас Луман разработал аутопотетическую коммуникационную модель. Немецкий социолог Николас Луман разработал аутопотетическую коммуникационную модель. В его понимании аутопотетическая система – это система, отличающаяся оперативной закрытостью, а каждое коммуникативное событие закрывает и открывает систему. В его понимании аутопотетическая система – это система, отличающаяся оперативной закрытостью, а каждое коммуникативное событие закрывает и открывает систему.
Именно в следствие интегрирования информации, сообщения и понимания социальной системы приобретает свои специфические свойства: Именно в следствие интегрирования информации, сообщения и понимания социальной системы приобретает свои специфические свойства: Самоограничение, т.е. к различению самой себя и окружающей среды; Самоограничение, т.е. к различению самой себя и окружающей среды; Самовоспроизводства; Самовоспроизводства; Самоорганизации; Самоорганизации; Самореференции (самопредставления) Самореференции (самопредставления)
аутопотетическую коммуникационную модель Николаса Лумана Если психическая система(например: личность) самоорганизуетсебя, т.е. приходит к самопониманию посредством сознания, то социальная система(общество) согласно Н. Луману осуществляет процесс посредством коммуникации. Если психическая система(например: личность) самоорганизуетсебя, т.е. приходит к самопониманию посредством сознания, то социальная система(общество) согласно Н. Луману осуществляет процесс посредством коммуникации.
Каждая из характеризованных моделей коммуникации способна выполнить свою специфическую роль в осуществлении коммуникационного процесса. Чтобы сам этот процесс был эффективным с т. зр. подготовки, принятия и реализации управленческих решений, руководителю полезно знать основные черты каждой из описанных моделей и уметь применять их в соответствующих ситуациях и на соответствующемуровне управления. Каждая из характеризованных моделей коммуникации способна выполнить свою специфическую роль в осуществлении коммуникационного процесса. Чтобы сам этот процесс был эффективным с т. зр. подготовки, принятия и реализации управленческих решений, руководителю полезно знать основные черты каждой из описанных моделей и уметь применять их в соответствующих ситуациях и на соответствующемуровне управления.
В современных исследованиях все шире применяются системные модели коммуникации, включающие информационные процессы в более широкий социальный контекст. Развивается деятельностный подход при изучении коммуникация, подчеркивается активность реципиента в этом процессе и общественная обусловленность как содержания, так и формы коммуникация. В современных исследованиях все шире применяются системные модели коммуникации, включающие информационные процессы в более широкий социальный контекст. Развивается деятельностный подход при изучении коммуникация, подчеркивается активность реципиента в этом процессе и общественная обусловленность как содержания, так и формы коммуникация.