МОУ Кипчаковская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Кораблинский муниципальный район Рязанской области Федосова Галина Александровна, учитель русского языка и литературы Рациональная организация учебной деятельности учащихся на уроках русского языка (2011 – 2012 учебный год)
Стандарт основного общего образования по русскому языку Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Стандарт основного и среднего (полного) общего образования по русскому языку Достижение целей обучения русскому языку осуществляется в процессе формирования, развития и совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция Языковая компетенция Лингвистическая (языковедческая) компетенция Культуроведческая компетенция
Оптимизация учения учащихся Чтобы развить данные компетенции, учащимся необходимо потратить немало сил. Это может привести к перегрузке школьников, причинами возникновения которой чаще всего становятся несформированность навыков рациональной организации учебного труда, медленный темп чтения и письма, быстрая утомляемость, отсутствие настойчивости в учении. Для предупреждения перегрузки учеников важна выработка умения учиться. Чтобы сформировать у обучающихся подобные умения, необходимо иметь четкую программу действий. В педагогической литературе наличествуют многочисленные перечни умений и навыков учебного труда.
Классификация основных умений и навыков учебного труда Умения и навыки Учебно- организационные Учебно- информационные Учебно- интеллектуальные Учебно- коммуникативные
Итак, чтобы развить компетенции, учащемуся необходимо овладеть навыками учебного труда, а также выстроить некую траекторию своего развития, движение по которой поможет быстрее достигнуть цели обучения. Конечно же, один школьник справиться с данной задачей не может. Конструирование траектории развития учащегося должно проходить под руководством педагога.
Конструирование траектории развития учащихся Как составить план действий по развитию и формированию различных компетенций у учащихся? На что обратить особое внимание?
Принципы конструирования Принцип доступности. Сущность языкового явления должна раскрываться путем четкого, понятного, доступного учащимся объяснения. (Имеется в виду не только речь учителя, но и методы работы.) Принцип минимакса. В соответствии с этим принципом каждому ученику должен быть предложен максимальный уровень содержания образования и обеспечен минимальный уровень усвоения этого содержания. Принцип развития мотивации. Гибкая система оценивания должна способствовать повышению уровня мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Принцип развития личности. В соответствии с этим принципом у учащихся должны сформироваться личностные качества: самостоятельность, ответственность за свои действия, трудолюбие, стремление к творчеству, адекватная самооценка.
Индивидуализация обучения и построение личностной траектории развития Этапы 5-6 классы 7-8 классы 9-11 классы
Шаги первого этапа (5-6 классы). Индивидуализация обучения внутри урока Объяснение учебного материала всему классу; фиксируемое время для выполнения самостоятельных работ, которое не должно занимать большую часть урока; увеличение количества и сложности самостоятельных работ к концу 1 этапа; Фиксация результатов в индивидуальной карте успеваемости (5 класс), построение шкалы успеха (6 класс).
Карта успеваемости (5 класс) 1. Повторение 2. Теоретический материал 3. Ответы на уроке 4. Классная работа 5. Домашняя работа 6. Рабочая тетрадь 7. Работа над ошибками 8. Самостоятельные работы 9. Контрольные работы 10. Виды разборов 11. Словарь 12. Словарь наблюдений 13. Техника чтения 14. Аккуратность, активность, дисциплина
Шкала успеха (6 класс)
Шаги второго этапа (7-8 классы). Индивидуализация обучения внутри темы На этом уровне происходит дальнейшее совершенствование навыков самостоятельной работы. Для самостоятельной работы (без объяснения) выделяется сначала часть теоретического материала урока, затем теоретический материал всего урока. Один из приёмов самостоятельной работы по учебнику, применяемый на данном этапе обучения, - это сопоставление научно-лингвистической информации, прозвучавшей при объяснении нового материала, с текстом соответствующего параграфа учебника. Самым важным из методов, применяемых на данном этапе обучения, является алгоритмизация. После каждой темы учащимся предлагается выполнить задания разноуровневых карточек контроля, решить тематические тесты с целью дальнейшей корректировки образовательной траектории.
Использование алгоритмов при изучении русского языка Далеко не каждый ученик, выучив правило, может самостоятельно установить, как этим правилом пользоваться. Овладеть логикой применения того или иного теоретического материала всем без исключения учащимся помогают лингвистические алгоритмы. Использование алгоритмических предписаний облегчает целенаправленную организацию мыслительной деятельности учащихся в процессе применения правил, в ходе знакомства с алгоритмом ученики учатся логике рассуждения, что способствует более четкой дифференциации конкурирующих написаний уже на первых этапах усвоения учебного материала. Благодаря алгоритмам отвечают все, пусть первое время по шпаргалке, но уверенно, быстро и четко. Такой ответ – еще одно дополнительное объяснение для тех, кому недостаточно для запоминания один раз услышать. Теоретический материал, представленный в форме алгоритма, усваивается быстрее и используется не только при объяснении нового, но и закреплении, повторении и обобщении пройденного материала.
Тематическая карта самоконтроля (7 класс) Критерии по теме «Причастие»Самооценка 1Знание теоретического материала по теме 2Умение находить причастие 3Умение согласовывать причастие с определяемым словом 4Умение образовывать причастие 5Умение строить причастный оборот и предложение с данным оборотом 6Умение употреблять причастие и причастные обороты в собственной речи Итоговая самооценка
Повторение и обобщение. Индивидуальная карта самоконтроля (8 класс) Дата Самооценка Оценка орфографической работы Оценка грамматической работы Оценка пунктуационной работы Общая оценка за урок Шаги последующей деятельности
Шаги третьего этапа (9-11 классы). Полная индивидуализация Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.
Технологии дистанционного обучения. Кейс-технология ИКТ оказывают активное влияние на процесс обучения и воспитания обучаемого, так как изменяют схему передачи знаний и методы обучения. Вместе с тем внедрение ИКТ в систему образования не только воздействует на образовательные технологии, но и вводит в процесс образования новые. Они связаны с применением компьютеров и телекоммуникаций, специального оборудования, программных и аппаратных средств, систем обработки информации. Они связаны также с созданием новых средств обучения и хранения знаний, к которым относятся электронные учебники и мультимедиа; электронные библиотеки и архивы, глобальные и локальные образовательные сети; информационно-поисковые и информационно- справочные системы и т.п. Новым направлением повышения эффективности внедрения ИКТ является интеграция информационно-коммуникационных технологий и технологий обучения.
Портфолио (кейс) ученика электронный банк заданий справочный материал схемы алгоритмы таблицы словари