Урок русского языка в 8 классе по теме « Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями» учитель русского языка и литературы Быкова Н.В.
Цели для учащихся: уметь находить деепричастный оборот, определять его границы; правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами; правильно использовать в речи деепричастные обороты, уметь заменять их синонимическими конструкциями; знать исключения из правил.
Игра «Чистый экран» Какие члены предложения обособляются? Что такое обособление? С какими обособлениями вы знакомы? Что такое деепричастный оборот? Как выделяются на письме деепричастные обороты и деепричастия?
Обособляются: Деепричастные обороты и одиночные деепричастия: Мы шли, утопая в песке. Я, запыхавшись, остановился. С производными предлогами несмотря на, благодаря, согласно, вопреки и др., если стоят перед сказуемым: Вопреки предсказанию, погода прояснилась.
Не обособляются: Фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия. Он слушал раскрыв рот. Он работал спустя рукава. Наречия, образованные от деепричастий: Спал сидя. Нехотя встал. Читал лёжа. Шёл не спеша. Шёл не торопясь. Говорил шутя. Работал стоя. Слушал молча. Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями, если они следуют за сказуемым. Ребёнок спит посапывая. Два деепричастных оборота, соединённые неповторяющимся союзом и, запятой не разделяются, если относятся к одному и тому же члену предложения. Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны,поднимается выше и выше запоздалое солнце весны. Деепричастный оборот, одиночное деепричастие, стоящие после союза а: Дядя Яков любовно настраивал гитару, а настроив, говорил одни и те же слова.
Включи мысль! Задание: составьте предложения с обособленным обстоятельством. Помните, что в таких предложениях должен быть один исполнитель. Выбрав пьесу я стараюсь по памяти восстановить текст Закрыв книгу обращайте внимание на ритм Читая стихи мы немедленно начали репетировать
Исправь ошибки! Набирая номер телефона междугородного абонента, в трубке телефона раздались гудки. Читая этот рассказ Платонова, вспоминаются стихи Пушкина. Преодолевая барьер, наездником должны соблюдаться определённые правила.
Диктант «Проверяю себя» (Не) оплатив счетов, (не) мудрствуя лукаво, несолоно хлебавши, ничуть (не) жалея о потраченном времени, (не) отыскав в бумагах,(не) стихая ни на минуту, (не) говоря худого слова, (не) щадя живота своего. Задание: составьте с одним из фразеологизмом предложение
Внимание! Контроль знаний. Задание: вставить помещённые в скобках деепричастные обороты перед союзом «и» или после него, в зависимости от смысла глаголов – сказуемых Планёр круто взмыл вверх и стал плавно спускаться (описав большой круг) Монтёр долго рассматривал проводку и устранил неисправность(отыскивая повреждения; обнаружив место разрыва.)
Бой Мцыри с барсом.
Задание: Сравните два отрывка из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Почему при описании грузинки автор использует обособленные члены предложения, выраженные деепричастными оборотами, а в сцене схватки с барсом предпочитает глаголы в спрягаемых формах? (упр. 336)
Домашнее задание: «Аукцион». Продаётся домашнее задание: на «3» упр. 328, на «4» упр.331, на «5» упр Для любознательных: составить текст об учёном-языковеде, найти в нём обособленные обстоятельства. Итак, домашнее задание продано. Всем спасибо за работу!