«Взаимоотношения между детьми и родителями, технологии взаимопонимания» Цель: определить путем анкетного опроса учащихся наиболее часто возникающие конфликты между детьми и родителями и выяснить причины их возникновения Задача: разработать рекомендации по установлению взаимопонимания между детьми и родителями
Анкета 1.Вы считаете взаимоотношения в Вашей семье: - очень хорошими - хорошими - не очень хорошими - плохими 2. Бывают ли в Вашей семье ссоры, конфликты: - часто - редко - иногда
3. С кем чаще всего возникают конфликты: - с родителями - с братьями и сестрами - с бабушками и дедушками - с друзьями 4. Из-за чего возникают конфликты между детьми и родителями: - непонимание членами семьи друг друга - неуважение, грубость - отказ участвовать в семейных делах
п/пнаименование 5 класс 10-11лет 7класс 12-13лет 8 класс 13-14лет 10 класс 15-16лет 1Общее количество учащихся в классе 44чел. 52чел. 47чел.33чел. 2Количество опрошен- ных по классам 42чел 95.4% 38чел. 73.2% 26чел 55.31% 15чел. 45.4%
Результаты анкетного опроса учащихся
Недоверие детей к родителям. СсорыОбиды Нежелание общаться с родителями Тоска ребенка
Что мешает взаимопониманию между детьми и родителями Излишний страх родителей за ребенка. Излишняя забота родителей о детях. Неуважение к мнению ребенка. Родители мало уделяют внимания ребенку. Отсутствие доверительных отношений.
В качестве примера решения проблем взаимоотношения между детьми и родителями была рассмотрена следующая проблемная ситуация: «Почему дети не хотят рассказывать свои проблемы взрослым». Родители не всегда адекватно реагируют на проблему ребенка. Например, ребенок рассказывает родителям, что у него плохие отношения с учителем. Родители хотят тут же поехать в школу и разобраться. Ребенок этого не хочет и просит родителей не ехать в школу, потому что он сам все исправит. И родители не едут в школу, разрешая ему самому все исправить. Ребенок действительно все исправляет сам, но в следующий раз, когда у него возникают новые проблемы, он не рассказывает о них родителям, но и не решается решить проблему сам. Для того, чтобы таких проблем не было, родители должны полностью выслушать рассказ ребенка и спросить, какие меры принял ребенок сам для того, чтобы исправить положение. А дети, прежде чем рассказывать родителям о своих проблемах, сначала должны пытаться их решить собственными силами.
Толерантность Основой взаимопонимания между родителями и детьми также как и вообще между людьми являются толерантные отношения. Девиз толерантности: «Не спеши ненавидеть того, кто не похож на тебя!»
Советы родителям 1.Больше уделяйте внимания своему ребенку. 2.Больше уделяйте внимания старшим детям. 3.Оказывайте по необходимости помощь не только младшим, но и старшим детям. 4.Не ругайте своего ребенка за ошибки, а старайтесь понять его и спокойно ему объяснить, как надо поступать, чтобы по возможности не делать ошибок (приводите примеры из своей жизни, а не читайте нравоучения) 5.Относитесь к ребенку с уважением 6.Спокойно относитесь к эмоциям ребенка 7.Относитесь к ребенку так, чтобы он не боялся своих родителей 8.Поговорите с ребенком по душам 9.Выслушайте своего ребенка 10.Дайте ребенку возможность самостоятельно решить собственные проблемы
Советы детям 1.Пытайтесь понять своих родителей, когда они излишне беспокоятся или излишне заботятся за Вас- у них больше жизненного, в том числе и негативного опыта, и они Вас очень любят. 2.Пытайтесь спокойно договориться с родителями о том, что Вы хотите, приведите в порядок эмоции. 3.Уважайте право родителей иметь свое мнение, свои взгляды на жизнь и убеждения 4. Убедите своих родителей в том, что Вы можете брать на себя ответственность за решение своих проблем и докажите это делом
Участники проекта 1.Хмелева Дарья 5 «Б» 2.Васильева Мария 5 «Б» 3.Хиноян Кнара 5 «Б» 4.Зельцер Давид 5 «Б» 5.Степаненкова Руфь 6 «Б» 6.Попова Ольга 6 «Б» 7.Давыдова Софья 8 «А» 8.Фомичева Дарья 8 «А» 9.Хайватов Юно 8 «Б» 10.Калиниченко Георгий 5 «Б» Координатор проекта - Полонская Марианна Рувимовна