Морфемика Морфемика – это раздел науки о языке, который изучает морфемный состав слова (т.е. из каких частей состоит слово).

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема презентации : Морфемика.. Что такое Морфемика и морфемы ? Морфемика - это раздел лингвистики, который изучает морфемы. Что такое морфема ? Морфема.
Advertisements

Морфемный состав слова. Морфемный состав слова. Слова состоят ( или могут состоять ) из приставки, корня, суффикса, окончания. приставки корня суффикса.
Игра-опрос 5 класс. раздел науки о языке, который изучает состав слова, морфемы. (Морфемика)
Русский язык. Содержание Морфемика Морфемика Морфемика Приставка Приставка Приставка Корень Корень Корень Суффикс Суффикс Суффикс Основа Основа Основа.
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
Тема урока: Состав слова. Словообразование. Орфография.
Тема занятия 15: «Основа. Окончание». Цель занятия: Углубить знания об основе слова и окончании.
Урок русского языка в 5 классе по теме: Морфемный разбор Учитель русского языка Барбарян Елена Артёмовна.
ПАМЯТКА о Ъ СОГЛ. Ъ Е, Ё, Ю, Я. ПАМЯТКА о Ь СОГЛ. Ь Е, Ё, Ю, Я, И.
Морфемика как раздел русского языка. Основные единицы морфемики. Презентация к учебному проекту 5 класс.
Словообразование и орфография подготовила: ученица 6 «А» класса Бобылева Екатерина.
Презентация к уроку русского языка. ТЕМА: Имя существительное (итоговые уроки, повторение) Разбор имени существительного. 5 класс Березовская СКОШИ Расулова.
Разделы науки о языке Повторение и систематизация изученного 5 класс Презентация Погребняк Н.М.
Словообразование - раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова. Морфемика - раздел науки о языке, в котором изучается,
Варианты морфем Морфемный разбор слова Урок русского языка в 5 классе.
Морфемика Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей!
Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
Морфемика 5 класс. Синтаксическая пятиминутка Запишите предложение, выполните его синтаксический разбор. В морфемике изучаются наименьшие значимые части.
Учебный тренажёр по разделу «Морфемика и словообразование» 5 класс Полякова Юлия Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 2 г.Суздаля»
Путешествие по стране Русский язык. Задание Задание: определите, к какой части речи будут принадлежать слова с данными суффиксами -оват- -енок- (-онок-)
Транксрипт:

Морфемика

Морфемика – это раздел науки о языке, который изучает морфемный состав слова (т.е. из каких частей состоит слово).

В русском языке четыре вида морфем: приставка, корень, суффикс окончание.

Что такое МОРФЕМА ? МОРФЕМА – это значимая часть слова, которая содержит в себе определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении. То есть каждая морфема содержит в себе или лексическое, или грамматическое значение.

КОРЕНЬ КОРЕНЬ - главная часть, без которой слово не может существовать. От значения корня зависит лексическое значение слова.

Именно корень придаёт общий смысл всем однокоренным словам: Так, все слова с корнем -БЕЛ- : белый, беленький, беловатый, белизна, побелить, побелённый побелка, белок, белоснежный объединены общим лексическим значением: «цвета мела или цвета снега».

А все слова с корнем -ЧЕРН- : чернота, чёрненький, дочерна, чернеть, очернить, чернозём, чернослив, чернобровый объединены общим лексическим значением: «цвета сажи, цвета угля, чёрный».

ПРИСТАВКА ПРИСТАВКА – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Присоединяясь к слову, эта морфема изменяет его лексическое значение (т.е. образует новое слово) : читать ( совершать процесс чтен ия) – перечитать ( читать заново ), петь ( совершать процесс пения ) - запеть ( начать процесс пения ), высокий ( большого роста ) - невысокий ( низкий ).

ПРИСТАВКА В слове могут быть несколько приставок: небезуспешный неподкупный Среди приставок бывают синонимичные ( одинаковые по смыслу ) : асимметричный – несимметричный и бывают антонимичные (противоположные по смыслу) : уехать - приехать зайти – выйти

СУФФИКС СУФФИКС - значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (и форм слова):

СУФФИКС - значимая часть слова: малина ( ягода ) - малинник ( место, где растёт малина ), шкаф ( предмет мебели ) - шкафчик ( маленький шкаф ), красный ( насыщенный цвет ) - красноватый ( слегка красный ), выполнить ( совершить что-то ) - выполнил ( прошедшее время ). В слове может быть несколько суффиксов: мечтатель, думая, прочитанный, неподкупность

Вывод. Почему приставка и суффикс – значимая часть слова? Если, присоединяясь к слову, они изменяют его смысл – значит, в них содержится лексическое значение. Следовательно, приставка и суффикс - значимые части слова. Это словообразующие морфемы.

ОКОНЧАНИЕ ОКОНЧАНИЕ - это морфема, с помощью которой образуются не новые слова, а разные формы одного и того же слова. Улица Это не новые слова! Это формы одного ( вышли на ) улицу и того же слова! У них одинаковое лекси- ( не видно ) улицы ческое значение, но разные окончания ( любуемся ) улицей (а значит - разные падежи). При изменении окончания лексическое значение слова не меняется: завод (ед.ч., им.п.) заводы (мн.ч., им.п.) заводом (ед.ч., тв.п.)

Окончание Таким образом, ОКОЧАНИЕ - это формообразующая морфема, которая не содержит лексического значения, а служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание содержит в себе только грамматическое значение: число, падеж, род, время, лицо.

Окончание содержит в себе только грамматическое значение: Рассмотрим примеры: Любуюсь рисунком - окончание - ом указывает на форму слова ( форма ед. числа творительного падежа существительного ). Полезного совета - окончание - ого показывает, что имя прилагательное употреблено в форме ед. числа родительного падежа, а окончание -а существительного указывает на ед. число, родит. падеж. Читаешь книгу - окончание -ешь говорит о форме глагола: настоящее время, ед. число, 2-е лицо.

Итак, приходим к выводу: Окончание в образовании новых слов не участвует, (оно лишь образует формы одного и того же слова, т.е. изменяется, чтобы связать слова в предложении).

Чтобы не делать ошибок в заданиях ЕГЭ, необходимо знать, что при образовании новых слов и форм слова иногда в морфемах происходят следующие процессы:

Процессы, происходящие внутри слова: 1. ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ (замена одного звука другим): а) при образовании форм слова: пеку - печёт (к // ч), сидит - сижу (д // ж), прекратят - прекращу (т // щ) коснулся - касается (о // а); б) при образовании новых слов: огурец - огуречный (ц // ч), облако - облачный (к // ч), воздух - воздушный (х // ш), предложение - предлагать (о // а).

Процессы, происходящие внутри слова: 2. ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ О и Е с НУЛЁМ ЗВУКА (такие гласные называют БЕГЛЫМИ, потому что они то «появляются», то «исчезают» в морфемах): надорвать - надрывать ( О // НОЛЬ звука ), испанец - испанца ( Е // НОЛЬ звука ), сон - сна ( О // НОЛЬ звука ), платочек - платочка ( Е // НОЛЬ звука ).

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ (А13)

Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? 1) набегающий 2) выдёргивая 3) переплётчик 4) воспитатели

Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? 1) набегающий 2) выдёргивая 3) переплётчик 4) воспитатели

В каком слове есть суффикс -ЧИК- со значением «маленький»? 1) мячик 2) пончик 3) огурчик 4) шкафчик

В каком слове есть суффикс -ЧИК- со значением «маленький»? 1) мячик 2) пончик 3) огурчик 4) шкафчик

Задание. Выпишите в два столбика слова, в которых суффикс -ЧИК- имеет значение: 1) «маленький» 2) «род деятельности» Амбарчик, разметчик, сарайчик, заборчик, перевозчик, фальшивомонетчик.

Задание. Выпишите в два столбика слова, в которых суффикс -ЧИК- имеет значение: 1) «маленький» 2) «род деятельности» Амбарчик, разметчик, сарайчик, перевозчик, заборчик, фальшивомонетчик.

Выпишите в два столбика слова, в которых есть суффиксы: -ОВАТ- (-ЕВАТ-), обозначающий -АТ-, обозначающий такое «недостаточность признака» же значение. Розоватый, бледноватый, лиловатый, коричневатый, желтоватый, грязноватый.

Выпишите в два столбика слова, в которых есть суффиксы: -ОВАТ- (-ЕВАТ-), обозначающий -АТ-, обозначающий такое «недостаточность признака» же значение. Бледноватый, Розоватый, желтоватый, лиловатый, грязноватый.коричневатый.

Разбейте на три группы данные слова: 1) с приставкой ПОД-, имеющей значение «находящийся внизу, под чем-то», 2) с приставкой ПОД-, имеющей значение вспомогательного действия, 3) без приставки: Подсадка, подлог, подсказка, подсветка, подставка, подсвечник, подвал.

Разбейте на три группы данные слова: 1) с приставкой ПОД-, имеющей значение «находящийся внизу, под чем-то», 2) с приставкой ПОД-, имеющей значение вспомогательного действия, 3) без приставки: 1) Подставка, 2) Подсадка, 3) Подлог, подсвечник. подсказка, подвал. подсветка.

В каком слове есть приставка ПРЕД-, обозначающая «предшествование чего-то чему-то» ? 1) предлог, 2) предэкзаменационный, 3) предмет, 4) предстать.

В каком слове есть приставка ПРЕД-, обозначающая «предшествование чего-то чему-то» ? 1) предлог, 2) предэкзаменационный, 3) предмет, 4) предстать.

В каком слове есть суффикс -ЧИК-? 1) перчик, 2) кабанчик, 3) зайчик, 4) копчик.

В каком слове есть суффикс -ЧИК-? 1) перчик, 2) кабанчик, 3) зайчик, 4) копчик.

В каком слове есть суффикс -ИН- со значением принадлежности кому-то или чему-то ? 1) недюжинный, 3) лебединый, 2) подлинный, 4) истинный.

В каком слове есть суффикс -ИН- со значением принадлежности кому-то или чему-то ? 1) недюжинный, 3) лебединый, 2) подлинный, 4) истинный.