Словосочетание Словосочетание Выполнила: ученица 8«а» класса МОУ «Озерно – Кузнецовская СОШ» Денисенко Яна Учитель: Кикавская Л. М.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Опорный конспект по теме Словосочетание 8 класс. Словосочетание сочетание двух (и более) самостоятельных слов связанных грамматически и по смыслу (Словосочетания.
Advertisements

Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание ( задание В3).
Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений Словосочетание – это группа самостоятельных (знаменательных) слов, объединенных по смыслу.
Тема урока Словосочетание.Главное и зависимое слово в словосочетании.
СловосочетаниеСловосочетание – это сочетание двух или более слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически Словосочетание состоит из главного.
Словосочетание. Словосочетание – это сочетание двух или более слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически Словосочетание состоит из главного.
Словосочетание – это сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу подчинительной связью.
Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему: Открытый урок "Второстепенные члены предложения". 8 класс.
Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Не являются подчинительными.
Словосочетанием называются два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. По характеру связи между словами словосочетания.
Презентация учителя Рогач Г.Н. ГОУ СОШ 2034 г. Москва.
Цели урока. Дать понятие о видах связи слов в словосочетании.Дать понятие о видах связи слов в словосочетании. Научить определять способы связи в словосочетаниях,
Имя существительное Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Бывают собственными или нарицательными, одушевленными.
Учитель Лебедева Е.И.. Синтаксическая конструкция, образуемая соединением двух или более самостоятельных слов на основе подчинительной связи. звонкого.
Словосочетание- это сочетание главного и зависимого слова ГЛАВНОЕ СЛОВО-ТО,ОТ КОТОРОГО ЗАДАЕТСЯ ?
Презентация учителя русского языка и литературы школы 2034 Рогач Г.Н.
Тема занятия 16: «Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании».
Урок русского языка в 8 классе по теме: «Словосочетание» Автор: Зинова Ольга Георгиевна учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 1» г. Колпашева.
Словосочетание. Типы подчинительной связи: примыкание, согласование, управление.
Транксрипт:

Словосочетание Словосочетание Выполнила: ученица 8«а» класса МОУ «Озерно – Кузнецовская СОШ» Денисенко Яна Учитель: Кикавская Л. М.

Словосочетание – это соединение двух и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например: мирное небо; жить в мире; земля и небо; быстро, но хорошо.

ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ (состоят из главного и зависимого слов) Например: осенний дождь; дождь со снегом; уважать за знания; правильно писать СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ (состоят из равноправных слов) Например: мороз и солнце; дождь и снег; плакать или смеяться; сосновый, дубовый (лес)

Осенний дождь, дождь со снегом, уважать за знания, правильно писать. ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ Главное слово обозначается значком Х, оно выполняет в предложении роль отдельного члена предложения; От главного слова задаём вопрос к зависимому; Зависимое слово может стоять перед главным словом и после него; Зависимость между словами может быть выражена окончанием и предлогом. к а к о й? з а ч т о? к а к?

Подчинительные словосочетания, разные по строению, но одинаковые или близкие по значению являются синонимичными. Например: девушка из города – городская девушка; сцена театра – театральная сцена; пожар в лесу – лесной пожар. (Однако такая связь возможна не всегда.)

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ В них нет главных и зависимых слов; Нельзя задать вопрос от одного слова к другому; Связь между словами выражена союзами и, но, или и интонацией; Состоят из слов, относящихся к одной части речи: гудит и воет, однообразно и уныло, день и ночь, осенний, но тёплый и др; Занимают позицию одного члена предложения, образуя ряды однородных членов (могут быть подлежащим, сказуемым, второстепенными членами предложения); Сочинительные словосочетания могут быть частью подчинительных: зелёные (леса и луга), беречь (океаны, реки и леса) и др.

ЗАДАНИЕ: Из газетных заголовков выпишите сначала сочинительные, а потом подчинительные словосочетания и вставьте пропущенные буквы. Выделите главное слово и стрелкой укажите зависимое в подчинительных словосочетаниях. 1. Ч..совые гр..ницы. 2. Для всех и для каждого. 3. Хлеб и розы. 4. П..году прогнозирует ЭВМ. 5. Опт..мизм п..могает. 6. Поиск опт..мального решения. 7. Люди и горы. 8. Пес(?)имистические пр..гнозы.

Например: Светлые заливы в камышах блестят. (И. Никитин.) (И. Никитин.) Заливы блестят - грамматическая основа. Словосочетания: светлые заливы, в камышах блестят СЛОВОСОЧЕТАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ При разборе предложения прежде всего выделяется грамматическая основа (грамматическая основа не является словосочетанием); Затем - словосочетания подлежащего с зависимыми словами (слова, которые относятся к подлежащему или к поясняющим его словам); Потом - словосочетания сказуемого с зависимыми словами (слова, которые относятся к сказуемому или к поясняющим его словам). к а к и е ?г д е ?

Из предложения с однородными членами словосочетания выделяются в такой же последовательности. Древесина дуба ценится за твёрдость и прочность. - основа. Древесина ценится - грамматическая основа. Словосочетания: древесина дуба; ценится за (твёрдость и прочность); твёрдость и прочность

ЗАДАНИЕ: Из предложений выпишите словосочетания: сначала из группы подлежащего, затем – из группы сказуемого. В подчинительных словосочетаниях укажите способ подчинительной связи. 1.Когда –то осенью и весной косяки этих птиц пр..плывали по небу. 2. Журавли почти всех видов нуждают(?)ся сейчас в защит.. и покр..вительстве человека. (В. Песков.)

Словосочетания, которые сохраняют свою цельность и в предложении выступают как один член предложения, называют цельными. В них главное слово не имеет достаточной смысловой полноты, так как основную смысловую нагрузку несёт зависимое слово. Знание цельных словосочетаний облегчает разбор по членам предложения. Наиболее употребительны следующие цельные словосочетания: 1). Словосочетания с главным словом числительным: три пальмы, много песен, несколько минут и др. К этой группе примыкают словосочетания, в которых главное слово - существительное образовано от числительных: сотни дорог, десятки километров и др. - или сближается с ними по значению: большинство учеников, часть книг и др.;

2). Словосочетания, в состав которых входит предлог ИЗ, с общим значением избирательности: один из учеников, двое из класса, кто-нибудь из вас, любой из нас и др. Например: А кто из детей не хочет стать взрослым? Кого из водолазов вы пошлёте в воду? 3). Словосочетания, в состав которых входит предлог С, с общим значением совместности: мать с сыном, мы с тобой, нитка с иголкой и др. Нет цельных словосочетаний этого типа при сказуемом-глаголе в форме ед. ч. Сравните: Мать с сыном пошла гулять. – Мать с сыном пошли гулять. 4). Словосочетания, которые включают формы существительных типа с глазами, с носом, с лицом, роста и др.и прилагательные, определяющие их: Давыдов шёл неспешным, но широким шагом. (М.Шолохов.)

1. До отправления поезда осталось пять минут. 2. В зрелом возрасте я много раз наблюдал восход солнца. (И. Соколов-Микитов.) 3. Если один из друзей грустил, смеялся и пел другой. (В.Гусев.) 4. Множеством блёстков сверкает растянутая в лесу паутина. (И. Соколов-Микитов.) ЗАДАНИЕ: Запишите предложения. Подчеркните в них цельные словосочетания как члены предложения. Укажите какими частями речи они выражены.

прилагательное; причастие; порядковое числительное; местоимение, по форме сходная с ними существительное; местоимение, по форме сходная с ними наречие; деепричастие; неопределённая форма глагола Самостоятельные части речи СОГЛАСОВАНИЕ ГЛАВНОЕ СЛОВО ЗАВИСИМОЕ СЛОВО УПРАВЛЕНИЕ ПРИМЫКАНИЕ

СОГЛАСОВАНИЕ Это такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Чаще всего согласуются сказуемые и определения. При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Сравните: этой опустевшей липовой аллеи, этим опустевшим липовым аллеям.

УПРАВЛЕНИЕ Это такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже. Выражается окончаниями зависимых слов и предлогами. В предложении управляются чаще всего дополнения. При управлении с изменением формы главного слова формат зависимого слова не изменяется. Сравните: встретил друга, встречу друга, встретив друга, встретивший друга.

ПРИМЫКАНИЕ Это такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным по смыслу, а так же интонацией и порядком слов. Примыкают наречия, инфинитив и деепричастия. В предложении наречия и деепричастия обычно выполняют роль обстоятельства. Зависимое слово при примыкании является неизменяемым ( наречие, неопределенная формы глагола, деепричастие.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ: 1. Подчинительные словосочетания состоят из А. Равноправных слов. В. Главного и зависимого слова. 2. В сочинительных словосочетаниях А. Нельзя задать вопрос от одного слова к другомуА. Нельзя задать вопрос от одного слова к другому. В. От главного слова задаём вопрос к зависимомуВ. От главного слова задаём вопрос к зависимому. 3. В сочинительных словосочетаниях А. Связь между словами выражена союзами и, но, или и интонацией. В. Зависимость между словами может быть выражена окончанием и предлогом. 4. В подчинительных словосочетаниях А. Зависимое слово может стоять только после главного слова. В. Зависимое слово может стоять перед главным словом и после него.

ПРАВИЛЬНО! ВЕРНУТЬСЯ

УЧИ ЛУЧШЕ! ВЕРНУТЬСЯ