Написание сочинения-рассуждения, задание С2.1
«Словарь свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Г. Степанов Учащиеся должны раскрыть смысл высказывания, демонстрируя при этом понимание его смысла. Смысл высказывания раскрывается на основе анализа.
1. Лексический анализ высказывания «Словарь языка» - словарный запас, состав языка, то есть лексика (от греч. – слово). Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка, - лексикология.
Лексический анализ высказывания Грамматика – раздел науки о языке, в котором изучается свойства слов, изменение слов, соединение слов в словосочетания и предложения. Грамматика – грамматический строй языка. Грамматика – совокупность правил измененич слов, их соединение в словосочетания и предложения.
Лексический анализ высказывания В данном высказывании не спрашивается о том, что такое лексика или грамматика. Поясняем значение не только терминов, но и других слов в высказывании лингвиста.
Лексический анализ высказывания «Свидетельствует» - 1) подтверждать, доказывать; 2)говорить, высказывать; 3)показывать; 4)обнаруживает, делает явным. Смысл высказывания: указывает на роль, назначение, функции языковых явлений – лексики и грамматики (то есть показывает, зачем нужны лексика и грамматика).
Лексика Функции: слово выражает смысл, называет предметы, факты, явления окружающего нас мира. Это главное назначение слова.
Грамматика Функции: выражает отношения и связи слов в словосочетаниях и предложениях, поэтому служит для связи слов, словосочетаний и предложений при построении речи. Речь «образуется», когда мы не только называем слова, но строим правильно словосочетания и предложения.
Тезис В своем высказывании Г.Степанов говорит о роли лексики и грамматики в жизни человека (носителя языка).
Комментарий к тезису (1в) Почему Г. Степанов утверждает, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают»? Лексика, или по-другому, словарь языка составляет весь запас слов в языке и всё богатство их значений. Слова выражают смысл, называют предметы, факты, явления окружающего нас мира. Поэтому лингвист Степанов утверждает, что лексика «свидетельствует, о чём думают люди». Грамматика же изучает изменения слов в языке, то есть всё разнообразие их грамматических форм (морфология), а также всё богатство синтаксических связей в словосочетаниях и предложениях (синтаксис). Таким образом, грамматика свидетельствует, как люди думают, то есть, как они строят свою речь.
Комментарий к тезису (2 в) Известный лингвист считает, что «словарь свидетельствует, о чём думают люди», потому что мы изучаем слова, с помощью которых называем явления окружающего нас мира. А грамматика учит правильно изменять эти слова и связывать их в словосочетания и предложения, чтобы построить высказывание или создать предложение.
Аргументация (на примере текста) Подтвердим смысл высказывания известного лингвиста примерами из текста. Называя предметы и явления нашего мира, слово выражает прямое и переносное значение.
Выразительные средства лексики Прямое и переносное значение слова Тропы: эпитеты, метафора, олицетворение,сравнение Синонимы Антонимы Стилистически окрашенная лексика: слова книжной, разговорной, просторечной, сниженной лексики Устаревшие слова, неологизмы Лексика исконно русская и заимствованная (иноязычные слова)
Выразительные средства языка Роль в текстеПримеры Синонимы (контекстуальные) Делают речь выразительной (13) Это же все ненастоящее! (14) Правильно, это копии… (52) Он угас, умер, погиб.
Примеры аргументов Я обратил(а) внимание на слова «ненастоящее» и «копии», которые автор использует в предложениях 13, 14. В тексте они выступают как контекстуальные синонимы. Слово «ненастье» передает возмущение девочки, которая пришла к Анне Федотовне получить настоящие письма с фронта, а ей предлагают копии.
Выразительны средства языка Роль в текстеПримеры Стилистически окрашенная лексика Усилить эмоциональное звучание речи Жмутся у порога, мальчик выпалил, дети немного пошушукались, только пикни (разговорная лексика) Делегация молча удалилась (книжная лексика)
В тексте Б. Васильева обращает на себя внимание слово «пикни», которое произносит «большая девочка»: «Только пикни у нас». Это слово относится к разговорной лексике, звучит грубо и с угрозой. Девочка хочет запугать мальчика, который считает, что нельзя обманывать Анну Федотовну. Разговорное слово усиливает эмоциональное звучание этой части текста (фрагмента текста).
В 43 предложении текста («Делегация молча удалилась».) Б.Васильев использует слово «делегация», которое чаще употребляется в официально – деловой речи. Так автор характеризует поведение школьников, которые ведут себя в разговоре с пожилым человеком неправильно. Они пришли не просить, а требовать.
Выразительные средства морфологии Роль имен существительных в тексте Роль имени прилагательного в тексте Роль глагола в тексте Роль наречия в тексте
Выразительны средства языка Роль в текстеПримеры Роль глаголовПередать движение(37) – Молчи лучше! (38) – А то мы тебе такое устроим, что наплачешься!
В тексте Б. Васильева рассказана история о том, как ребята обманули старого человека. Они воспользовались её слепотой и украли письма с фронта. Особую роль в рассказе играет глагол, так как он передаёт действие, помогает понять, как развиваются события. Например, в предложении «Молчи лучше!»- автор использует глагол в повелительном наклонении. Благодаря этому речь школьницы звучит очень выразительно и ярко рисует её характер.
Выразительные средства синтаксиса Инверсия Риторический вопрос Риторическое восклицание Использование предложений по цели высказывания побудительных и вопросительных Использование предложений по интонации восклицательных Использования ряда однородных членов Использование вводных слов и предложений, обращений, обособленных членов предложения Использование предложений разнообразных конструкций: двусоставные и односоставные, нераспространённые, неполные, простые и сложные повтор
Выразительны средства языка Роль в текстеПримеры Инверсия (обратный порядок слов) Подчеркивание особого смысла выделенных в результате перестановки слов (24) …вклинилась в разговор девочка (36) …горячо и непонятно зашептал мальчик.
В предложении 36 автор использует инверсию: «- Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.». Нарушение привычного порядка слов в предложении позволило Б. Васильеву подчеркнуть волнение мальчика, который не хочет обманывать Анну Фёдотовну.
Выразительны средства языка Роль в текстеПримеры Использование восклицательных предложений Экспрессивно – эмоциональная роль в тексте (37) - Молчи лучше! – оборвала его девочка. (47) – Таня ! (48) - Загляни в шкатулку!
В тексте Бориса Васильева несколько раз употребляются восклицательные предложения (например, предложения 37, 47, 48). Это объясняется тем, что история о краже писем с фронта рассказана эмоционально. Восклицательные по интонации предложения помогают передать переживания героев.
Выразительны средства языка Роль в текстеПримеры Использование разных типов сказуемых для выражения отношения к действительности Выражают разные отношения к действительности. (19) Вы должны передать эти документы нам. (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.
Использование в предложении 19 составного глагольного сказуемого «должны передать» помогает автору выразить главную мысль слов мальчика: он настаивает на передаче в музей писем с фронта.
Выразительны средства языка Роль в текстеПримеры ПовторУказание на важность, значительность смысла (19) Вы должны передать эти документы нам. (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.
Предложения 19 и 21 созданы автором на повторе сказуемого «должны передать», что помогает автору выразить отношение Анны Федотовну к поведению школьников. Её высказывание, благодаря повтору, звучит иронично.
Аргументация (на примере текста) В 1. В предложении 33 описано душевное состояние Анны Фёдоровны, расстроенной после разговора с ребятами: « Процитировать предложение». Но он использует не один глагол, а несколько, тем самым усиливает силу переживаний бабушки. Используя не один, а три глагола для выражения авторской мысли, Б. Васильев строит это предложение как предложение с однородными членами.
Аргументация (на примере текста) В 2. В предложении 17 слово «бесценные» (листочки) употреблены в переносном значении и образно выражают мысль автора о том, что письма погибшего сына для матери не имеют цены, они дороги как единственная память о погибшем. Как связывается это слово с другими словами в предложении? Слово «бесценные» соединено со словом «листочки», они образуют в этом предложении словосочетание, так как не только связаны по смыслу, но и грамматически: зависимое слово «бесценные» согласуется с главным в грамматических формах множественного числа и винительного падежа с помощью окончания – ые. Метафора: бесценные листочки - это письма с фронта.
Аргументация (на примере текста) В 3. В предложении 53 («Цитирование») глаголы «ослепла и оглохла …..» употребляются в прямом значении, а в выражении «ослепла и оглохла её душа» - в переносном. Употребление одних и тех же слов не только в близком контексте (синтаксический параллелизм), но и в разных значениях позволяет усилить выражение сильного душевного потрясения старого человека. Интересно не только смысловое отношение выбранных автором слов, но и построение этого предложения. В нём используются повторяющиеся члены «выгнали….» - « выгнали из её души», которые подчёркивают противопоставление, тем самым наиболее ярко позволяют более ярко выразить авторскую мысль о душевном состоянии Анны Федотовны.
Вывод Г. Степанов, на мой взгляд, был совершенно прав. Трудно не согласиться с позицией лингвиста Г.Степанова.