Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х
Фонематические процессы включают: ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ ФОНЕМАТИЧЕСКО Е ВОСПРИЯТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Л.С. Выготский ЗАКОН ВОСПРИЯТИЯ ФОНЕМ– закон восприятия звучащей стороны речи доказал, что единицей развития детской речи является фонема
Фонематический слух включает : способность слышать есть данный звук в слове или нет ; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности ; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Фонематическое восприятие включает: умение определять линейную последовательность звуков в слове ; умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу ; осознание или подсчет количества звуков в слове.
Фонемный анализ включает : 1. выяснение порядка следования фонем в слове ; 2. установление различительной функции фонем ; 3. выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова
Фонематический анализ – умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Фонематический синтез – умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.
Фонематические представления – это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.
В 1874 году Э. Вернике было установлено, что в коре головного мозга имеется зона сенсорной речи.
Эмбриональное развитие закладывается способность к восприятию звуков речи 2-4 недели от момента рождения ребёнок реагирует на любые звуки 7-11 месяцев откликается на слово 1 год Слово – орудие общения, ребёнок реагирует на звуковую оболочку слова 2 года пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени : словарным запасом грамматическим строем тормозит развитие связной речи
затруднения при дифференциации акустически близких звуков (например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т.д.); неумение определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; невозможность подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.
При чтении типичны ошибки : трудности слияния звуков в слоги и слова ; взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков ( свистящих - шипящих, твёрдых - мягких, звонких – глухих ); побуквенное чтение ; искажение слоговой структуры слов ; слишком медленный темп чтения ; нарушения понимания прочитанного.
К недостаткам письма относятся : замены букв, пропуски гласных ; пропуски согласных в их стечении ; слияние слов на письме ; раздельное написание частей одного слова ; пропуски, перестановки слогов ; орфографические ошибки.
Этапы развития фонематического восприятия 1. Развитие неречевого слуха. 2. Развитие речевого слуха. 3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
1. Развитие неречевого слуха упражнения включают задания на распознание : звучащих инструментов ; звучащих предметов ; действий предметов.
2. Развитие речевого слуха различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса ; различение слов, близких по звуковому составу ; дифференциация слогов ; дифференциация фонем.
3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза определение количества слогов в словах разной сложности ; выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука ; выделение из слога гласного, затем согласного звука ; выделение первого и последнего звука в слове ; выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения ; определение места, количества, последовательности звуков в слове ; творческие задания ( например, придумать слова с заданными звуками ).
Родители ЛогопедУчитель