Урок русского языка по теме « Вводные слова, вводные предложения, вводные конструкции »
Цели для учащихся: Уметь выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных слов; Уметь выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных слов; употреблять вводные предложения с целью внесения добавочных сведений,пояснения тех или иных обстоятельств, расширяя описания; употреблять вводные предложения с целью внесения добавочных сведений,пояснения тех или иных обстоятельств, расширяя описания; правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, предложениях и вводных конструкциях; правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, предложениях и вводных конструкциях; различать вводные слова и члены предложения; соблюдать интонацию при чтении таких предложений. различать вводные слова и члены предложения; соблюдать интонацию при чтении таких предложений.
Продолжи группы вводных слов, словосочетаний и предложений 1.Выражают чувства говорящего (радость, сожаление, удовлетворение и т. п.) К счастью, к радости, к досаде … 2.Выражают степень достоверности Конечно, очевидно, надо полагать … 3.Указывают на связь мыслей, последовательность изложений Итак, в общем, во-первых … 4.Указывают на способ оформления мысли Словом, иными словами, так сказать … 5.Указывают на источник сообщения Говорят, по словам, по сообщению … 6.Привлекают внимание собеседника Видишь, понимаете ли, послушайте … 7.Выражают экспрессивность высказывания По совести, кроме шуток …
Не являются вводными и не обособляются следующие слова и словосочетания авосьбудтобуквально в довершение в конечном счёте вдобавоквдругведьвот вряд ли все-такидаже едва ли именноисключительно как будто как бы как раз к тому же между тем небось по велению … по желанию … по предложению… по приказу … по решению … по традиции почтипоэтомуприблизительнопримернопритомпросторешительнословноякобы
J:\фото\nic050.jpg J:\фото\nic050.jpg J:\фото\nic050.jpg И.И Шишкин «Рожь»
Рожь, рожь, рожь… Далеко – далеко, до самого горизонта золотится на солнце густая рожь. Шумит она под ветром, переливаются, как волны в море, точные колосья. Они наполняют золотистыми отливами всю картину. Слышу сухой шелест колосьев, их литой тяжести. Исчезает во ржи вьющаяся тропинка. И вот уже далеко впереди мелькают платки идущих по ней крестьянок. Приветливо зовёт она за собой, а сама убегает в густую рожь. А прямо передо мной- незатейливые васильки. Милые, родные цветы. Как тепло и спокойно становится на сердце! Рожь, рожь, рожь… Далеко – далеко, до самого горизонта золотится на солнце густая рожь. Шумит она под ветром, переливаются, как волны в море, точные колосья. Они наполняют золотистыми отливами всю картину. Слышу сухой шелест колосьев, их литой тяжести. Исчезает во ржи вьющаяся тропинка. И вот уже далеко впереди мелькают платки идущих по ней крестьянок. Приветливо зовёт она за собой, а сама убегает в густую рожь. А прямо передо мной- незатейливые васильки. Милые, родные цветы. Как тепло и спокойно становится на сердце!
Оформить высказывание, употребив вводные слова, выражающие источник сообщения: по словам, по мнению Оформить высказывание, употребив вводные слова, выражающие источник сообщения: по словам, по мнению Русский язык красив, певуч, выразителен (А.И.Куприн) Русский язык красив, певуч, выразителен (А.И.Куприн) Язык должен быть живым (А.Толстой) Язык должен быть живым (А.Толстой)
Исследовательская работа по пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад» - Вот, Ермолай Алексеич, позвольте вам присовокупить, купил я себе третьего дня сапоги, а они, смею вас уверить, скрипят так, что нет никакой возможности. Чем бы смазать? - Вот, Ермолай Алексеич, позвольте вам присовокупить, купил я себе третьего дня сапоги, а они, смею вас уверить, скрипят так, что нет никакой возможности. Чем бы смазать? - Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться? - Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться? - Несомненно, может, вы и правы. Но, конечно, если взглянуть с точки зрения, то вы, позволю себе так выразиться, извините за откровенность, совершенно привели меня в состояние духа. - Несомненно, может, вы и правы. Но, конечно, если взглянуть с точки зрения, то вы, позволю себе так выразиться, извините за откровенность, совершенно привели меня в состояние духа. - У меня несчастье каждый день, и я, позволю себе выразиться, только улыбаюсь, даже смеюсь. - У меня несчастье каждый день, и я, позволю себе выразиться, только улыбаюсь, даже смеюсь. - С меня взыскивать, позвольте вам выразиться, вы не можете. - С меня взыскивать, позвольте вам выразиться, вы не можете.
Роль вводных слов в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» Презентация учащихся 11 класса Шевченко Ксении, Шульги Светланы В стихах Лермонтова «виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы слова». В.Г.Белинский
Цели учебной темы: 1. Проанализировать поэму «Мцыри» 1. Проанализировать поэму «Мцыри» 2.Определить частотность употребления вводных слов и их роль в тексте 2.Определить частотность употребления вводных слов и их роль в тексте
Ход работы исследовательской группы: 1.Подбор эпизодов из поэмы «Мцыри» для ответа на вопросы. 1.Подбор эпизодов из поэмы «Мцыри» для ответа на вопросы. 2. Поиск цитат. 2. Поиск цитат. 3. Выводы. 3. Выводы.
Какова роль вводных слов в тексте? Гипотеза: Гипотеза: Если в стихотворном тексте автор использует вводные слова, то тогда мы можем определить внутреннее состояние героя, так как с помощью вводных слов говорящий выражает субъективное отношение к сообщению. Если в стихотворном тексте автор использует вводные слова, то тогда мы можем определить внутреннее состояние героя, так как с помощью вводных слов говорящий выражает субъективное отношение к сообщению.
Рабочие материалы Проанализировав поэму «Мцыри», мы увидели, что автор использует в тексте вводные слова их частотность употребления невелика.
ПримерыУверенность Последователь- ность Неуверенность 1.«Конечно, ты хотел, старик, Чтоб я в обители отвык Чтоб я в обители отвык От этих сладостных имен.» От этих сладостных имен.» 2. «Много я часов Бежал и, наконец, устав, Бежал и, наконец, устав, Прилег между высоких трав.» Прилег между высоких трав.» 3. «Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он своих высот Быть может, он своих высот Привет прощальный мне пришлет.» Привет прощальный мне пришлет.» Смысловая нагрузка Цитаты
Источник сообщения Источник сообщения Степень достоверности 4. «Меня могила не страшит: Там, говорят, страданье спит Там, говорят, страданье спит В холодной вечной тишине.» В холодной вечной тишине.» 5. «Недалеко, в прохладной мгле, Казалось, приросли к скале Казалось, приросли к скале Две сакли дружною четой.» Две сакли дружною четой.» 6. « Казалось, звон тот выходил из сердца.» 7. «Тот край, казалось, мне знаком.» Наши выводы: Вводные слова – это яркие синтаксические средства художественной выразительности, которые создают емкость стиха. Роль вводных слов в тексте заключается в том, что М.Ю. Лермонтов использует их для раскрытия внутреннего мира Мцыри, внутренних переживаний героя.
Домашнее задание Написать сочинение-миниатюру «Вот и солнце встаёт…»,употребив вводные слова, словосочетания, предложения, вставные конструкции.