ТОЛЕРАНТНОС ТЬ К АК П УТЬ К УСПЕХУ. «Правила могут быть писанными и неписанными: правду не запишешь, она не выражается ни в заповедях, ни в кодексах, ни в правилах поведения и даже не в обычаях. Но она есть» Соловейчик.
особое нравственное качество, отражающее активную социальную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми или группами иной национальной, религиозной, социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Принятие другого таким,какой он есть Милосердие Уважение человеческого достоинства Сотрудничество, дух партнерства Уважение других прав Прощение Сострадание
Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования ЗАДАЧИ Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме; 2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре; 3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию; 4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения; 5) формирование умения определять границы толерантности. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать: Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования 1 ) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе; 2) гуманнизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания; 3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности; 4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.
Подходы к воспитанию толерантности: Личностно- ориентированный: Деятельностный: признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение; признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими; опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию" партнера; индивидуальный подход опора на активность, сознательность и самостоятельность; ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка; обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов; построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей
Принципы связи воспитания толератности с жизнью Принцип целенаправленности общепедагогические Принцип диалогичности и сотрудничества Принцип культуросообраз- ности Принцип воспитывающей рефлексии частные Учет индивидуальных и половозрастных особенностей Принцип уважительного отношения к личности Принцип опоры на положительное в ребенке Принцип единства знания и поведения Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности
определяет многомерность среды и разнообразных взглядов; - обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам; - служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона -позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную; - предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций; - ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.
служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки); - формирует и развивает этническое самосознание; - обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию; - поддерживает и развивает самооценку личности, группы; - снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам, фрустрационным ситуациям. обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом; - является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме; - обеспечивает успешную социализацию; - развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.
-развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию; - позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества. - обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности; - создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности; - создает условия для творческого самоутверждения. -позволяет получить счастье от общения с иными представителями и осознание своей индивидуальности, от признания группой и миром в целом
Толерантная личность воспитанника Психолого- педагогическая поддержка Позитивный опыт толерантного взаимодействия Диалог Демократический стиль педагогического руководства Психологическая защищенность Благоприятная психологическая среда в педагогическом коллективе Благоприятная здоровая атмосфера в детском коллективе Сотрудничество Позитивные взаимоотношения детей и взрослых
беседы, диспуты, упражнения, игры, дискуссии ; творческие работы, рисование эмблем, конкурс рисунков приемы с упражнениями : обнаружение противоречий, ломка стереотипов, поиск толерантных позиций. использование в работе ресурсы сети ИНТЕРНЕТ как для подготовки мероприятий, так и для тестирования «Что по вашему, надо сделать, чтобы наша школа стала пространством толерантности, т.е. чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными»
Что такое толерантность? Французский – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; Французский – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; английский – готовность быть терпимым, снисходительность; английский – готовность быть терпимым, снисходительность; китайский - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; китайский - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; арабский - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, арабский - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, русский – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным. русский – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
Основные черты личности: толерантной: уважение мнения других доброжелательность желание что- нибудь делать вместе понимание и принятие чуткость снисходительность доверие гуманизм любознательность интолерантной: непонимание игнорирование эгоизм нетерпимость пренебрежение раздражительность равнодушие цинизм агрессивность
Дети должны знать, что... Толерантность - это милосердие. Толерантность - это милосердие. Толерантность - это сострадание. Толерантность - это сострадание. Толерантность - это уважение. Толерантность - это уважение. Толерантность - это доброта души. Толерантность - это доброта души. Толерантность - это терпение. Толерантность - это терпение. Толерантность - это дружба. Толерантность - это дружба.
Вместо эпилога… Твой Иисус – еврей. Твой Иисус – еврей. Твой автомобиль – японский. Твой автомобиль – японский. Твой кофе – бразильский. Твой кофе – бразильский. Твои цифры – арабские. Твои цифры – арабские. Твои буквы – латинские. Твои буквы – латинские. Твоя демократия – греческая. Твоя демократия – греческая. Твой сосед после этого всего - лишь иностранец? Твой сосед после этого всего - лишь иностранец?
РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА. 1. Принять к сведению и активно использовать в работе с учащимися полученные рекомендации по формированию системы толерантных отношений как условий комфортного пребывания учащихся и учителей. 2. Провести классные часы на тему формирование толерантных отношений.