Собрание вышивки и бисера Музея народного искусства Методическая разработка занятия (изучение нового материала) по теме: РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВНЕШКОЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ "МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ИСКАТЕЛЬ"
Цель:Цель: изучение и первичное закрепление новых знаний; изучение и первичное закрепление новых знаний; формирование знаний об истории искусства бисероплетения – как виде народного творчества; формирование знаний об истории искусства бисероплетения – как виде народного творчества; формирование эстетического вкуса и чувства прекрасного на примере работ мастеров прошлого. формирование эстетического вкуса и чувства прекрасного на примере работ мастеров прошлого. Задачи:Задачи: обеспечить восприятие, запоминание и закрепление знаний об истории бисероплетения; обеспечить восприятие, запоминание и закрепление знаний об истории бисероплетения; развитие мотивации учащихся к самостоятельному изучению данной темы. развитие мотивации учащихся к самостоятельному изучению данной темы.
Первая половина XIX века – период наибольшего расцвета искусства бисера в России - предметы и «милые мелочи», назначение которых порой мало понятно современному человеку. Наполняя пространство изяществом и красотой, подобные вещи создавали атмосферу для изысканного и непринужденного светского общения в гостиных, диванных и курительных комнатах городских и усадебных домов. Первая половина XIX века – период наибольшего расцвета искусства бисера в России - предметы и «милые мелочи», назначение которых порой мало понятно современному человеку. Наполняя пространство изяществом и красотой, подобные вещи создавали атмосферу для изысканного и непринужденного светского общения в гостиных, диванных и курительных комнатах городских и усадебных домов. Небольшие по размеру произведения погружают нас в мир сентиментализма и романтизма, когда, изъясняясь языком цветов и символов, говорили о нежной привязанности, любви, дружбе и преданности. Изящные цветочные композиции, изобразительные мотивы со сценами из светской и сельской жизни, модные сцены в восточном духе, выполненные в техниках вышивки, вязания и ткачества из очень мелкого венецианского и богемского бисера – все это можно увидеть на предметах, представленных в экспозиции Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства. Небольшие по размеру произведения погружают нас в мир сентиментализма и романтизма, когда, изъясняясь языком цветов и символов, говорили о нежной привязанности, любви, дружбе и преданности. Изящные цветочные композиции, изобразительные мотивы со сценами из светской и сельской жизни, модные сцены в восточном духе, выполненные в техниках вышивки, вязания и ткачества из очень мелкого венецианского и богемского бисера – все это можно увидеть на предметах, представленных в экспозиции Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства.
Чехол бисерный для чубука е г. Россия Бисер стеклянный, нити хлопчатобумажные вязание крючком 78,8х4 Музей народного искусства им. С.Т. Морозова МХП НТБ 65
Столешник е гг. Россия Бисер стеклянный, нити шелковые, вязание крючком Диаметр 66,7 ВМДПНИ. КП НТБ 67
Плато 1830-е гг. Россия Бисер стеклянный, нити шелковые, холст, шелк, вышивка 27х31,2 Музей народного искусства им. С.Т. Морозова МХП НТБ 29
Бумажник е гг. Россия Бисер стеклянный, бисер металлический холст,шелк, кожа, бумага, металл, вышивка тиснение бумаги, золочение бумаги тиснение кожи, золочение кожи 11,9х16,8 ВМДПНИ. КП НТБ 20
Чехол бисерный для чубука 1840-е гг. Россия Бисер стеклянный, нити хлопчатобумажные вязание крючком 52,3х4 (в сложенном виде) ВМДПНИ. КП НТБ 59
Щеточка для ломберного стола е гг. Россия Бисер стеклянный, бисер металлический нити хлопчатобумажные, холст, кожа, дерево щетина, вышивка, тиснение кожи, золочение кожи 2х6,5х5,5 ВМДПНИ. КП НТБ 31
Щеточка для ломберного стола е гг. Россия Бисер стеклянный, бисер металлический, холст нити хлопчатобумажные, кожа, дерево, щетина вышивка, тиснение кожи, золочение кожи 2х6,5х5,5 ВМДПНИ. КП НТБ 32
Табачница 1830-е гг. Россия Бисер стеклянный, нити хлопчатобумажные кожа, картон, металл, вязание крючком тиснение кожи, золочение кожи Высота 10,5: диаметр 12,9 Музей народного искусства им. С.Т. Морозова МХП НТБ 45
Бумажник е гг. Россия Бисер стеклянный, бисер металлический нити хлопчатобумажные, холст, шелк, кожа вышивка, тиснение кожи 10,2х16 Музей народного искусства им. С.Т. Морозова МХП НТБ 23
Из коллекции М.Ф.Якунчиково й и Н.Я.Давыдовой Кошелек 1830-е г. Россия Бисер стеклянный, бисер металлический нити шелковые, холст, металл, вышивка 11,5х8 (с бахромой)
Кошелек е гг. Россия Бисер стеклянный, бисер металлический нити хлопчатобумажн ые, шелк, металл, вязание крючком 10,8х9,5
Из коллекции М.Ф.Якунчиковой и Н.Я.Давыдовой Кошелек е г. Россия Бисер стеклянный, бисер металлический нити хлопчатобумажные, металл, вязание крючком 11,7х8,4 Музей народного искусства им. С.Т. Морозова МХП НТБ 48
Кошелек е гг. Россия Бисер стеклянный, бисер металлический холст, нити хлопчатобумажны е, кожа металл, вышивка 10,8х8,6
Нагрудное украшение – гайтан Начало ХХ в. Россия Бисер стеклянный, нити хлопчатобумажные, плетение 49х5,5 Музей народного искусства им. С.Т. Морозова МХП НТБ 34
Образец вышивки бисером Вторая половина ХIХ века Россия Бисер стеклянный, нити хлопчатобумажные, холст, вышивка 18х26,8 Музей народного искусства им. С.Т. Морозова МХП НТБ 22
Образец вышивки бисером Вторая половина XIX в. Россия Бисер стеклянный, нити хлопчатобумажные, холст, вышивка 16х18,5 Музей народного искусства им. С.Т. Морозова МХП НТБ 27
Образец вышивки бисером е гг. Россия Бисер стеклянный, нити хлопчатобумаж ные нити шелковые, холст, вышивка Диаметр 18,2 Музей народного искусства им. С.Т. Морозова МХП НТБ 28
Яйцо пасхальное е гг. Россия Бисер стеклянный, нити хлопчатобумажные дерево, металл, вязание крючком Высота 7, диаметр 4,5 Музей народного искусства им. С.Т. Морозова МХП НТБ 30
Погремушка в бисерном чехле (?) е г. Россия Бисер стеклянный, бисер металлическ ий, вязание бисером Диаметр 4,4 Музей народного искусства им. С.Т. Морозова МХП НТБ 51
Лента бисерная Первая половина XIX в. Россия Бисер стеклянный, холст, вышивка бисером 67,5х10 Музей народного искусства им. С.Т. Морозова МХП НТБ 63
Музей народного искусства им. С.Т. Морозова МХП НТБ 34 Музей народного искусства им. С.Т. Морозова МХП НТБ 34 В основу собрания бисера Музея народного искусства, легла переданная в 1919 году коллекция Н. Я. Давыдовой ( ) и М. Ф. Якунчиковой (1864- ?) – видных деятелей русской художественной кустарной промышленности, исследователей народного искусства и организаторов вышивальных и ткацкого промыслов в Тамбовской и Калужской губерниях, соратников Е.Г. Мамонтовой по работе в знаменитых Абрамцевских мастерских. Известно, что в 1891 году М.Ф. Якунчикова организовала мастерские в селе Соломинка Тамбовской губернии, где, наряду с ткачеством, занимались созданием предметов из богемского и венецианского бисера как по старинным образцам, так и рисункам Н.Я. Давыдовой. Работы Соломинской мастерской были удостоены Почетного диплома на Второй Всероссийской кустарной выставке, проходившей в Санкт-Петербурге в 1913 году. М.Ф. Якунчиковой и Н.Я. Давыдовой была собрана значительная коллекция, в которой наряду с крестьянской вышивкой и традиционной одеждой разных губерний России широко представлены старинные предметы городского обихода, выполненные под влиянием европейской моды. С 1917 по 1921 годы Н.Я. Давыдова являлась директором Кустарного музея в Москве.