ТЕМА 1: ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ЕЕ СТРУКТУРА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ЕЕ СТРУКТУРА 2. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ. 3. СОТНОШЕНИЕ ЖИТЕЙСКОЙ И НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ. 4. ПОНЯТИЕ О ПСИХИКЕ. ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ 5. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ 6. СОЗНАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИЛЕПИНА Ольга Владимировна
СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ П С И Х О Л О Г И Я ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ВОЛЕВЫХ ПРОЦЕССОВ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ НАПРАВЛЕННОСТЬ ТЕМПЕРАМЕНТ СПОСОБНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ОЩУЩЕНИЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЕ ПАМЯТЬ ВНИМАНИЕ РЕЧЬМЫШЛЕНИЕ ВОЛЯ ЭМОЦИИ ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЯ ( от греч. «психе» - душа) – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики человека. Психика Сознание Бессознательное Личность Поведение Деятельность 1.Качественное изучение психических явлений. 2.Анализ формирования и развития психических явлений. 3.Изучение физиологических механизмов психических явлений. 4.Содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ ОСНОВНЫЕ НАБЛЮДЕНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ВКЛЮЧЕННОЕ НАУЧНОЕ ЖИТЕЙСКОЕ НЕВКЛЮЧЕННОЕ ЭКСПЕРИМЕНТ КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ФОРМИРУЮЩИЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБОБЩЕНИЕ НЕЗАВИСИМЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОПРОСЫ: 1. ПИСЬМЕННЫЙ 2. УСТНЫЙ 3. ИНТЕРЬВЬЮ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ ТЕСТИРОВАНИЕ : 1. ПРОЕКТИВНОЕ 2.ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЕ
СООТНОШЕНИЕ ЖИТЕЙСКОЙ И НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯПСИХОЛОГИЯ ЖИТЕЙСКАЯ КОНКРЕТНА ОСНОВАНА НА НАБЛЮДЕНИИ ЗНАНИЯ ОГРАНИЧЕНЫ ОГРАНИЧЕНА В МАТЕРИАЛАХ ИНТУИТИВНА ОБОБЩЕНА ОСНОВАНА НА ЭКСПЕРИМЕНТЕ ЗНАНИЯ НЕОГРАНИЧЕНЫ НЕ ОГРАНИЧЕНА В МАТЕРИАЛАХ РАЦИОНАЛЬНА
ОСОБЕННОСТИ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ОСОБЕННОСТИ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ОБШИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Восприятие человеком себя как познаюшего субъекта Связь воображения и представлений человека с его волей Связь сознания с мышлением и речью Отражение в сознании сущностных характеристик явлений и предметов Наличие интеллектуальных схем Доминирование языка и речи во взаимодействии с др. людьми Представление и воображение действительности Рефлексивная способность Способность к коммуникации
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ: НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ АВТОМАТИЗМЫ НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЗНАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ УСТАНОВКИ НЕВРАТИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ ОШИБОЧНЫЕ АКТЫ «НАДСОЗНАТЕЛЬНЫЕ» ПРОЦЕССЫ ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ
СОЗНАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Деятельность – это активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, направленное на производство определенных продуктов материальной или духовной культуры. Характеристикой деятельности являются: - социальная обусловленность - целенаправленность -п-плавность - предметность - субъективность Психологическая структура деятельности: цель мотив способ результат.
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХИКИ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ МИР ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ