Возможности песочной терапии в работе по развитию речи дошкольников Над речью ребенка работаем вместе город Владимир МБДОУ «Детский сад 1» 2013 год Авторы: педагог-психолог Куланхина Ирина Александровна учитель-логопед Горбашкова Ирина Валерьевна
актуальность
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Функции речи В общении Коммуникативная функция (обеспечивает процесс общения между людьми ) В мышлении Средство выражения мыслей, их образования и развития
Принципы взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога системность постепенность комплексность адекватность требований и нагрузок соответствие возрастным и индивидуальным возможностям, с учетом ведущего вида деятельности индивидуализация темпа работы
Направления работы диагностическоеразвивающееконсультативно - просветительскоеорганизационное Цель работы – содействие личностному и речевому развитию ребенка
Задачи совместной работы 1. Диагностика воспитанников ДОУ 2. Изучение уровня речевого, познавательного, социально – личностного развития и индивидуальных особенностей детей 3. Определение основных направлений и содержания работы 4. Проведение профилактических и развивающих занятий 5. Оценка результатов помощи детям и определение степени их готовности к школьному обучению 6. Оказание консультативной помощи педагогам и родителям
Песочная терапия (Sandplay) – один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Песочная терапия для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, что обычно ускользает от сознательного восприятия.
Принцип «терапии песком» был предложен К.Г. Юнгом – швейцарским психоаналитиком, основателем аналитической терапии. Его ученица Д.Калф в 1950-х гг. разработала терапевтический метод Sandplay для работы с детьми и взрослыми. Современные авторы: Н.А. Сакович, Ю.С. Шиманович, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко.
Влияние игр с песком на развитие ребенка - Способствует развитию речи (фонетика, лексика, грамматика). - Стабилизирует эмоциональное состояние; - Развивает творческий потенциал; - Активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление; - Развивает тактильно-кинестетическую чувствительность;
Особенности песочной терапии Возможность самовыражения не ограничена словами (один символ может выразить больше чем сотня слов); Создание песочных композиций не требует особых умений (позволяет делать исправления бесконечно); Позволяет ребенку создавать картину мира в 3-х мерном пространстве; Позволяет построить свой личный мир, ощущая себя его творцом; Песочные «творения» расскажут о внутреннем состоянии больше, чем любые расспросы; Применим в случаях отказа ребенка от классических занятий.