Тьюторство: конъюнктура или позиция в современном образовании Г.Н. Прозументова Д.п.н., профессор
Смысл тьюторства: преодоление антропологического дефицита образования Антропологический дефицит образования: дефицит «личного присутствия» человека в своем образовании дефицит личного и образовательного смысла дефицит ответственности человека за свое образование Слайд 1
Последствия антропологического дефицита образования функциональная редукция возможностей человека до выполнения предписываемых функций и требований; отчуждение человека от образования себя, своей личности (агрессия, инфантилизм в ситуациях вызова и развития); дидактоневрозы: невротические реакции на задачи обучения; отказ человека от участия в своем образовании и передача им прав другому лицу (учреждению). Слайд 2
Причины антропологического дефицита – организация образования, в которой культура транслируется; цели ставятся государством; содержание стандартизируется Слайд 3
Организация образования препятствует «личному присутствию» человека в своем образовании; исключает человека из «предметов» образования, т.к. он изучается только на «физиологическом» уровне; лишает человека права на доступное образование Слайд 4
Образовательная реальность: место «личного присутствия» человека в образовании 1.«Место» участия человека в определении целей содержания и оценке своего образования 2.«Место», где образование является предметом организации самого человека 3.«Место», возникающее прецедентно, событийно 4.«Место», конфигурация (форма) которого определяется усилиями и волей самого человека 5.«Место», границы становления которого изменяются в зависимости от качества участия человека в своем образовании Слайд 5
Условия создания образовательной реальности 1.Создание поля образовательных возможностей: прерывание повседневности 2.Опыт трансцендирования: Расшифровка впечатлений Понимание смысла своей образовательной активности Построение идеальных форм 3.Деятельность по «конструированию» своего образования (способы) 4.Трансформация границ взаимосвязей образования 5.Создание норм, ценностей образовательной культуры Слайд 6
Субъект образования: S¹n – O – S²в объединение нескольких (множества) субъектов (S – S); участие разных, нередуцируемых субъектов (S¹ – S²); функционально обусловленное и ассиметричное образовательное объединение (n – в); Опосредованное (О) объединение, цели, формы и нормы которого образуются его участниками (Sn – O – Sв) Слайд 7
Тьютор: потенциал и ресурс посредничества 1.Посредник не только взрослый, но и ребенок 2.Амбивалентность позиции посредника: участник – организатор 3.Множественность потенциалов участников взаимодействия 4.Разница потенциалов 5.Взаимная дополнительность потенциалов Слайд 8