Компетентностный подход в образовании ТМОМ Общепедагогические основы обучения математике Тема 8
План 1.Актуальность компетентносного подхода в образовании 2. Сущность компетентносного подхода. 3.Принципы компетентносного подхода 4.Понятия компетентности и компетенции. 5.Компетентность в области математики. Уровни образованности.
Актуальность компетентностного подхода в образовании Современное общество остро нуждается в инициаторах и творцах – специалистах, которые способны : самостоятельно овладевать новыми комплексными стратегиями, повышать квалификацию во время своей профессиональной деятельности, быстро воспринимать новые идеи, отличаться компетентностью и ответственностью, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Новые информационные технологии сегодня изменили деятельность человека практически во всех областях, обеспечив получение эффективного доступа к неограниченным информационным ресурсам, возможность накопления и обмена данными.
Основные тенденции в изменении характера обучения Направления модернизации образования информатизацияглобализация открытость общества
Сегодня все очевиднее, что процесс обучения как процесс приобщения к информации только в традиционной «знаниевой» форме более не имеет перспектив; знание может быть полноценным только при включении в процесс его усвоения механизмов развития личности.
Новое качество образования связано, прежде всего, со сменой характера взаимоотношений между школой, семьей, обществом, государством, учителем и учеником. Компетентностный подход является способом достижения нового качества образования.
Сущность компетентностного подхода Компетентностный подход – это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Компетентностный подход можно рассматривать как совокупность общих дидактических требований к определению целей образования, отбору содержания образования, организации образовательного процесса и оценке образовательных результатов
Принципы реализации компетентностного подхода (по Лебедеву О.Е.) Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных и иных проблем
Принципы реализации компетентностного подхода (по Лебедеву О.) Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.
Компетентность и компетенция В Концепции модернизации Российского образования под компетентностью понимается «способность к осуществлению практических деятельностей, требующих наличия понятийной системы и, следовательно, понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи». В приведенном определении подчеркивается охват компетентностью нескольких видов деятельностей, подчеркивается сложный личностный характер этого понятия.
Анализ различных точек зрения на понятие компетентности позволяет сформулировать следующие выводы: в современной литературе наблюдается разнообразие и разноплановость трактовок термина «компетентность», разницу в подходах к трактовке понятия компетентность определяет: 1) сложность и многогранность данного понятия, 2) относительная новизна понятия в педагогической науке; 3) различие научных подходов, на которых базируются ученые при определении этого понятия (личностно- деятельностном, структурном, психологическим).
Компетентность и компетенция Согласно А.Н.Дахину и А.В.Хуторскому Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Связь между понятиями компетентность и компетенция Иными словами: компетенция – это то, на что претендуют, или то, что назначается по статусу, как должное; компетентность – это то, чего достиг конкретный человек, интегративная характеристика его качеств. Таким образом, компетентность есть мера освоения компетенции.
Ключевые компетенции (по А.В. Хуторскому) В соответствии с целями российского образования выделяются следующие ключевые компетенции : Ценностно-смысловая Общекультурная Учебно-познавательная Информационная Коммуникативная Социально-трудовая Личностного самосовершенствования
Ключевые компетенции (по А.В. Хуторскому) Ценностно-смысловая – компетенция в сфере мировоззрения, связана с ценностными представлениями человека, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения
Ключевые компетенции (по А.В. Хуторскому) Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых специалист должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
Ключевые компетенции (по А.В. Хуторскому) Учебно-познавательная компетенция – совокупность компетенций человека в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят элементы логической и методологической деятельности: знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии и самооценки. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Ключевые компетенции (по А.В. Хуторскому) Информационная компетенция – сформированность умений учащихся самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Коммуникативная компетенция – знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Ключевые компетенции (по А.В. Хуторскому) Социально-трудовая компетенция – владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности в социально-трудовой сфере, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении (умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношении и т.д.). Компетенция личностного самосовершенствования – освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития
Компетентность в области математики Тип организации знаний, предполагающий : структурированность, оперативность, гибкость, категориальный характер, способность к переносу, готовность к их применению в разнообразных практических ситуациях и т. д.
Уровни образованности при обучении математике Уровни образованности (по О.Б.Епишевой ): Грамотность Функциональная Грамотность Допрофессиональная компетентность Общекультурная компетентность Методологическая компетентность
Учитывая, что компетентность есть мера освоения компетенции, можно сделать вывод: Компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования. В понятии «компетентность» заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата». Компетентность обладает интегративной природой, то есть она содержит в себе ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и т.д.).
Благодарю за внимание!