Рефлексия в структуре профессиональной компетентности педагога
Компетентность А.Г. Бермус «представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты»
Педагогическая компетентность предпочтения общим и специальным знаниям учителя; усвоению профессиональных умений; дополняют необходимые знания и умения определенными психологическими качествами; подчеркивают в содержании профессиональной компетентности педагога личностные свойства.
Важные личностные качества рефлексивность, эмпатичность, коммуникативность, гибкость личности, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность
Общее понятие о рефлексии Reflexio – от лат. «обращение назад» Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
РЕФЛЕКСИЯ в широком смысле: Размышление, самонаблюдение, самопознание; Форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов;
В отечественной литературе термин стал использоваться в гг. П.Г. Щедровицкий: «Если не рефлексии…, то невозможно данный объект квалифицировать как развивающийся»
Педагогический аспект Психологический аспект Философский аспект Структурные компоненты: виды, типы, формы, функции рефлексии Проблема рефлексии изучается на разных уровнях: 1.теоретическом; 2.методическом; 3.практическом. как деятельность; как компонент педагогических способностей; как психологическое новообразование личности учащегося; как механизм продуктивного мышления. Кооперативное Коммуникативное Личностное Интеллектуальное сердцевина человеческого сознания; компонент теоретического мышления; единица умственного действия; уровень мыслительного процесса; объяснительный принцип организации психики человека, самосознание; основа разнообразных видов деятельности. Метамышление; Обращение сознание на самого себя; Размышление над своим психическим состоянием.
В соответствии с различными объектами рефлексии С. Ю. Степанов и И.Н.Семенов (1985) выделяют следующие ее типы (формы):
Кооперативная рефлексия. Ее объект – знания о ролевой структуре и позициональной организации коллективного взаимодействия. Коммуникативная рефлексия. Объект – представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков, рефлексия в данном случае – специфическое качество познания человека человеком. Типы рефлексии
Личностная рефлексия. Ее объектом являются собственные поступки и образы «Я» как индивидуальности. Здесь рефлексия – процесс переосмысления «Я». Интеллектуальная рефлексия. Рефлексируются знания об объекте и способы действия с ним.
Рефлексия – вторичная деятельность педагога («поглощает» исходную, как своеобразный материал для анализа и переработки) Этапы. Остановка. Фиксация. Отстранение. Объективация. Оборачивание
«опыт + рефлексия = развитие» Профессиональное мастерство