Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. Савина Татьяна Анатольевна Савина Татьяна Анатольевна – учитель биологии МОУ Мокроусовская средняя общеобразовательная школа 1
Виды потребностей: вода, музыка, общение, питание, воздух, жилище, одежда, учеба, наука, литература, искусство. Базовые потребности Вторичные потребности Вода, общение, питание, воздух. Музыка, жилище, одежда, учеба, наука, литература, искусство.
Елена Берег В слове умирает существо, сущность, сущее, существованье, слово подменяет мирозданье. В слове – все. Само оно – ничто. Елена Берег 1.Речь человека состоит из ……. слов 2.Слова обозначают…… смысл 3. Грамматические правила нужны для ……. связывания отдельных слов
Речь Видимая (письменная) Височная + теменная доля ГМ Произносимая (вслух или про себя) Лобная + височная доли левого полушария Слышимая (устная) Височная доля левого полушария
Виды речи Внешняя Письменная Устная Диалогическая Монологическая ВнутренняяАффективная
Распределите в правильном порядке этапы формирования внутренней речи, поставив рядом арабские цифры 1, 2, 3: Словесные реплики-команды переходят во внутреннюю речь ребенка. 3 Ребенок сам проговаривает действия, как бы давая инструкцию самому себе. 2 Взрослые показывают ребенку необходимые действия и называют их. 1
Упражнение Упражнение «Выражение мысли другими словами» «Нынешнее лето будет очень теплым»
Ольга Форш «Одеты камнем»
Познавательные процессы ОщущенияВосприятияВоображениеПамятьМышление Отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосред- ственно воздействую- щих на наши органы чувств Отражение предметов и явлений, непосред- ственно воздейству- ющих на органы чувств в целом и совокупности свойств и признаков этих предметов и явлений Отражение будущего, сознание нового образа на основе прошлого опыта Отражение прошлого опыта или запечатление, сохранение и воспроизведе- ние чего-либо Высшая форма отражатель- ной деятель- ности, позво- ляющая познать сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономер- ности
Лабораторная работа. «Изучение явления взаимной индукции процессов возбуждения и торможения» Рассмотрите рисунок «ваза – два профиля». Найдите на нем два черных профиля, обращенных лицом друг к другу, и белую вазу.Рассмотрите рисунок «ваза – два профиля». Найдите на нем два черных профиля, обращенных лицом друг к другу, и белую вазу. Почему, когда видна ваза, исчезают профили, а когда мы видим профили, пропадает изображение вазы?Почему, когда видна ваза, исчезают профили, а когда мы видим профили, пропадает изображение вазы? Смотрите на рисунок «ваза – два профиля» до тех пор, пока изображения не начнут сменять друг друга: будет видна то ваза, то два профиля. Объясните данное явление.Смотрите на рисунок «ваза – два профиля» до тех пор, пока изображения не начнут сменять друг друга: будет видна то ваза, то два профиля. Объясните данное явление.
Чтобы удержать образ вазы с минимальной затратой энергии надо: а) ничего не предпринимать; б) удерживать образ вазы, прикладывая волевое усилие; в) украшать вазу цветами, затем фруктами: яблоками, грушами, апельсинами в различных сочетаниях.
Рассмотрите рисунок «носатый человек и нищенка».Рассмотрите рисунок «носатый человек и нищенка». Чтобы с наименьшими затратами нервной энергии обеспечить устойчивость внимания на белом профиле, надо: а) дать милостыню нищенке; б) удерживать образ с помощью волевого усилия; в) дать «носатому человеку» понюхать цветы, духи, нашатырный спирт; г) ничего не предпринимать. Вывод: с каким законом вы столкнулись при выполнении лабораторной работы? Чем обеспечивается избирательность восприятия?
Домашнее задание Создать рекламный щит «Мой учебник – мой помощник» Гимнастика для глаз Гимнастика для глаз
Память Механическая Логическая ²-5²
Виды памяти По характеру психической активности ДвигательнаяСмысловаяОбразнаяЭмоциональная
По характеру целей деятельности Непроизвольная (отсутствует цель что-либо запомнить) формируется основная часть жизненного опыта Образная (есть цель что-либо запомнить) получение профессиональных и др. специальных знаний
По продолжитель- ности сохранения материала Кратковременная (первые секунды после восприятия материала) Оперативная (вид кратковременной, обслуживание актуальных действий) Пример: чтение, списывание Долговременная (после многократного повторения и воспроизведения)
Мыслить человека научили страсти. Луи Вовенарг
Домашнее задание
Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, - размышляйте, и хотя криво, - да сами. Г.Лессинг
Рефлексия 1 группа: воображение, сочинение. 2 группа: мышление, рассуждение. 3 группа: речь, меч.
Отражение в сознании отдельных свойств предметов при воздействии их на органы чувств называется: а) ощущением б) восприятием в) представлением г) памятью
Правильно! Молодец!
Не правильно! Подумай еще!
Отражение в сознании предмета в целом при его воздействии на органы чувств называется: а) волей б) ощущением в) вниманием г) восприятием
Правильно! Молодец!
Не правильно! Подумай еще!
Обобщенное и опосредованное познание действительности называется: а) ощущением б) памятью в) воображением г) мышлением
Правильно! Молодец!
Не правильно! Подумай еще!
Мальчик пытался вспомнить обстановку своей комнаты, но целостного образа не получалось, возникали лишь отдельные детали обстановки, которые тут же исчезали. Это были: а) ощущения б) восприятия в) представления памяти г) мышление
Правильно! Молодец!
Не правильно! Подумай еще!
Память, сохраняющая информацию на время выполнения определенной деятельности, называют: а) длительной б) оперативной в) механической г) логической
Правильно! Молодец!
Не правильно! Подумай еще!
Лестница успеха