Дыхательная система. 1.Строение и функции органов дыхания.Строение и функции органов дыхания. 2.Дыхательные движения и их регуляция. 3.Газообмен в тканях.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дыхательная система. 1.Строение и функции органов дыхания. 2.Дыхательные движения и их регуляция. 3.Газообмен в тканях и легких. 4.Первая помощь и гигиена.
Advertisements

Дыхательная система. 1.Строение и функции органов дыхания.Строение и функции органов дыхания. 2.Дыхательные движения и их регуляция. 3.Газообмен в тканях.
Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Основные термины и определения: Дыхание Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление.
Строение и значение дыхательной системы. Дыхание – это совокупность физиологических процессов, обеспечивающих между организмом и окружающей средой сложную.
Дыхание Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кисло-рода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого.
Строение и значение дыхательной системы. Дыхание – это совокупность физиологических процессов, обеспечивающих между организмом и окружающей средой сложную.
Органы дыхания Учитель биологии МОУ СОШ 4 г. Лиски БРЕЖНЕВА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА.
«Медицинский Университет Астана» АО СРС На тему : Дыхательная система человека Подготовила: Тасмухамбетова А.М Проверил: Тасжуреков А.О. Астана 2011 год.
Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Тема урока:
Строение органов дыхания Гудкова Л.В. МОУ лицей 4 г. Данков Липецкая область.
Органы дыхания: строение и значение Урок – путешествие Улитина Е.В. МОУ «СОШ с. Терновка Энгельсского района Саратовской области»
Строение и значение дыхательной системы Учитель биологии Шмыкова И.А. МОУ СОШ 29, г.Георгиевска, Ставропольского края.
Автор: Прихунова О. В., учитель биологиии МБОУ Арефинской СОШ Вачского района Нижегородской области.
Органы дыхания человека: строение и функции. Урок биологии 8 класс А.С. Тимошенко МОУ «СОШ 1» г. Калтан Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя.
Презентация к уроку по биологии (8 класс) по теме: Презентация "Дыхательная система человека"
Дыхание Цель урока: Развивать понятие «дыхание», сформировать знания об особенностях строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями.
Тема урока: Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания.. Если бы люди правильно дышали, То болезни стали бы редкостью. Авиценна.
Значение дыхания. Органы дыхания Значение дыхания. Органы дыхания.
Строение органов дыхания. Дыхание Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, использование его в биологическом.
План-конспект урока (биология, 8 класс) по теме: Урок по биологии 8 класс "Строение и функции органов дыхания"
Транксрипт:

Дыхательная система. 1.Строение и функции органов дыхания.Строение и функции органов дыхания. 2.Дыхательные движения и их регуляция. 3.Газообмен в тканях и легких. 4.Первая помощь и гигиена органов дыхания. 5.Обобщение: «Взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем».

Цели и задачи урока: 1. Знать особенности строения органов дыхания в связи с их функциями. 2. Понять сущность и значение дыхательного процесса. 3. Выяснить механизмы голосообразования.

Основные термины и определения: Дыхание Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ.

Основные термины и определения: Дыхание Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ. Органы дыхания Органы дыхания - специализированные органы для газообмена между организмом и окружающей средой

Функции органов дыхания Обеспечивают газообмен

Функции органов дыхания Участвуют в голосообразовании Участвуют в теплорегуляции

Дыхание ВнутреннееВнешнее Вдох и выдох Клеточное дыхание

Этапы процесса дыхания Внешнее дыхание Транспорт газов кровью Внутреннее дыхание (тканевое)

Внешнее дыхание Это газообмен между атмосферным воздухом и кровью, благодаря которому венозная кровь превращается в артериальную кровь, богатую кислородом. Включает вентиляцию в легких, легочное дыхание (газообмен в легких)

Транспорт газов кровью Перенос кислорода от легких к тканям и углекислого газа из тканей к легким. Включает газообмен между альвеолярным воздухом и кровью легочных капилляров; движение по органам кровообращения; переход газов из кровеносных капилляров органа в клетки.

Внутреннее дыхание (тканевое) Это газообмен между кровью и тканями, связанный с потреблением кислорода митохондриями при аэробном окислении и высвобождением углекислого газа, воды, азотсодержащих продуктов из клеток, а также энергии в виде АТФ.

Биологическое значение дыханияБиологическое значение дыхания: 1. Обеспечение организма кислородом. 2. Удаление углекислого газа. 3. Окисление органических соединений БЖУ с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности. 4. Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.)

Дыхательная система Дыхательная часть Воздухоносные пути последовательно соединенных между собой полостей и трубок : 1) полость носа, 2) носоглотка, 3) гортань, 4) трахея 5) бронхи. место, где происходит газообмен: 1) легкие 2) плевра - (соединительно- тканная оболочка)

Дыхательная система Легкие Дыхательные (воздухоносные) пути Носовая полость Носоглотка Глотка Гортань Трахея Бронхи

Дыхательные пути ВерхниеНижние

Название органа Выполняемые функции Особенности строения Органы дыхания

Верхние дыхательные пути: полость носа и носоглотка Схема носовых ходов Мерцательный эпителий

Носовая полость Образована лицевыми костями, хрящами и разделена на две симметричные половины. В полость носа открывается носослезный канал, по которому выводится избыток слезной жидкости.

Носовая полость В каждой половине имеются три носовые раковины (верхняя, средняя и нижняя), которые образуют три носовых хода. Слизистая полость носа выстлана мерцательным эпителием, содержит секрет слизистых клеток, обволакивающих частички пыли и увлажняющих воздух, большое число кровеносных сосудов, обеспечивающих согревание воздуха.

2. Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции. Гигиена дыхания: 1. Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний.

Закроем один носовой ход, а к другому поднесем легкий кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе. Наблюдение: « Проверить проходимость воздуха через носовые ходы» Вывод: При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.

Верхние дыхательные пути: гортань

Гортань Функции 1. Обеспечивает прохождение воздуха 2. Голосовой аппарат 3. Участвует в акте глотания

Строение гортани Хрящи. Эластичная мембрана, (ее волокна образуют голосовые связки). Поперечнополосатые мышцы. Слизистая оболочка (мерцательный эпителий).

Трахея и бронхи Трахея – трубка (10-15 см), состоящая их хрящевых полуколец. Трахея делится на два главных бронха – левый и правый, которые имеют хрящевые кольца.

1. Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх. 2. Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения. Наблюдения:

Образование звука В средней части гортани на боковых стенках имеется 2 пары складок, образованные верхними (ложными) и нижними (истинными) голосовыми связками, натянутыми между щитовидными и черпаловидными хрящами. Пространство между связками называется голосовой щелью.

Образование звуков Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика. Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нее воздуха, который колеблет голосовые связки.

Образование звука Воздух во время выдоха проходит через голосовую щель и вызывает колебание голосовых связок, вследствие чего возникает звук. Чем короче голосовые связки, тем выше их звук. Частота колебания связок от 80 до Гц.

Образование звука Воздух Голосовая щель Колебания голосовых связок Звук

Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью. Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосообразующий аппарат. Гигиена голосового аппарата:

Верхние дыхательные пути: трахея и бронхи

1. Глотая крупные куски пищи, можно подавиться и перекрыть трахею. 2. При воспалительных процессах возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей. Гигиена дыхания:

Дыхательная часть: легкие Легочная плевра Легкие – парный орган Пристеночная плевра Плевральная полость Через легкие за 1 мин проходит около 100 л воздуха

Внутреннее строение легкого Бронхи – бронхиолы - альвеолы Сурфактант препятствует смыканию альвеол

1.При легочных заболеваниях сурфактант может не выделяться, тогда альвеолы смыкаются и не участвуют в газообмене. 2.Курение нарушает физиологические свойства сурфактанта. Гигиена дыхания:

млн. альвеол с общей площадью – 100 кв.м 2. Длина легочного капилляра – 7-8 мкм 3. Через капилляры альвеол кровь проходит за 0,8 с, но гемоглобин успевает насытиться кислородом Это интересно:

Наблюдение: Выяснить, чем полное дыхание отличается от поверхностного дыхания.

Орган 1. Носовая полость 2. Гортань 3. Трахея и бронхи 4. Легкие 5. Легочная и пристеночная плевра Выполняемая функция а) содержит жидкость, снижающую трение б) увлажнение воздуха, задерживание пыли в) обеспечивает свободное прохождение воздуха г) образование звуков, рефлекторный кашель д) газообмен через альвеоло- капиллярную мембрану Проверь себя

Орган Выполняемая функция а) б) в) г) д) Проверь себя

Проверь себя сам:

Дыхательная система 1. В каком органе дыхания воздух обогревается? А) носовая полость Б) гортань В) трахея

2. В каком органе дыхания находятся голосовые связки? А) носовая полость Б) гортань В) трахея

3. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами? А) носовая полость Б) гортань В) трахея

4. Как влияет крик на голосовые связки? А) никак не влияет Б) улучшает В) ухудшает

5. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе? А) лёгкие Б) трахея В) лёгочная артерия Г) бронхи

Домашнее задание: 1. Учебник параграфы 29, 30, таблица (повторить) 2. Творческая лаборатория: 1. В каких случаях затрудняется носовое дыхание? Каковы последствия этого нарушения? Предложите свод правил по гигиене дыхания. 2. Разработайте рекомендации и комплекс упражнений для исправления дыхания.