Областной семинар «Внедрение ФГОС в подготовку будущих специалистов» ГБОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» Косилова Е.В., зам директора по УПР Самара, 2012
Формы и методы контроля и оценки компетенций Косилова Е.В., зам директора по УПР
Как оценить? Что возможно оценить?
Недостатки КОС: преимущественная ориентация контрольно-оценочных средств на проверку репродуктивного уровня усвоения, на проверку лишь фактологических и алгоритмических знаний и умений.
Условия модернизации системы контроля и оценки учебных достижений открытость требований к уровню подготовки обучающихся и процедур контроля всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов, специалистов;
Условия модернизации системы контроля и оценки учебных достижений создание системы оценки достижения требований образовательных стандартов в процессе текущего и итогового контроля, адекватной новым образовательным целям и направленной на совершенствование системы образования; стандартизация и объективизация оценки качества подготовки выпускников с помощью системы внешнего контроля;
Условия модернизации системы контроля и оценки учебных достижений введение, дополнительно к традиционным, новых видов, форм, методов и средств оценки динамики продвижения обучающихся в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности.
В связи с переходом системы СПО на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) результатами профессионального обучения становятся общие и профессиональные компетенции, соответствующие определенному уровню образования и квалификации; контролем результатов обучения– является процесс сопоставления достигнутых результатов обучения с заданными; оценка результатов обучения– это процедура определения соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся и выпускников профессионального образования требованиям потребителей образовательных услуг.
Оценка компетенций Совокупность показателей оценки и выбранные формы и методы контроля в совокупности должна позволять однозначно диагностировать сформированность соответствующих общих и профессиональных компетенций Задачи текущего и рубежного контроля: оценивание элементов компетенций Задачи итоговой аттестации по профессиональному модулю: оценка овладения ВПД, ОК и ПК
Контроль и оценка результатов освоения Таблица 5 Таблица 4 Результаты обучения (освоенные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) военные знания) Формы и методы контроля и оценки
Проверка должна быть реализована в компетентностном ключе. Показатель должен полностью соответствовать компетенции, при этом его формулировка не должна повторять название самой компетенции. Показатель прописывается с отглагольного существительного или глагола. Выбранный показатель должен быть диагностируемым. Формы и методы контроля и оценки компетенций
практические задания и лабораторные работы; деловые игры; кейсы; индивидуальные или групповые проекты; тестирование; анкетирование; портфолио, включающее в себя результаты различных форм контроля и другие данные. Формы и методы контроля и оценки компетенций
Обоснованность – средства оценки должны оценивать именно ту деятельность или компетенцию, которая является целью обучения. Всем лицам, проводящим оценку, следует руководствоваться одинаковыми критериями. Достоверность – необходимо создавать одинаковые условия для оценки всем обучающимся: студентам надо обеспечить доступ к справочным источникам и информационным системам, а лица, проводящие оценку должны убедиться, что результат достигнут именно данным студентом, а не другим. Достоверность также означает проверку не механической памяти, а умений использовать знания в конкретных ситуациях трудовой деятельности. Применимость – соответствие методов оценки имеющимся ресурсам Гибкость – оценка проводится по мере подготовленности обучающегося, когда он готов продемонстрировать освоенные компетенции. Формы и методы контроля и оценки компетенций
Оценивание образовательных результатов в рамках ФГОС – это совокупность взаимосвязанных видов деятельности и регламентированных процедур, посредством которых уполномоченный орган (преподаватель, эксперт) устанавливает степень соответствия достигнутых обучающимися результатов требованиям ФГОС. Формы и методы контроля и оценки компетенций
Алгоритм процедуры оценивания Определение цели оценивания Выбор объекта и предмета оценивания Выбор метода и инструментов оценивания Собственно процесс оценивания Анализ и толкование результатов оценивания
. 1 шаг. Определить вклад результатов освоения программ УД/ПМ в формировании ОК, ПК с учетом не только собственно содержания, но и организации обучения. 2 шаг. Определить показатели сформированности ОК, ПК. Проектирование контроля результативности ОПОП
Матрица компетенций Модельная форма «Контроль и оценка результатов освоения УД или ПМ» Карта компетенций Знать Уметь Владеть Дисциплина. Модуль Алгоритм разработки ОПОП
Структура матрицы Индексы компетенций в соответствии с ФГОС СПО по направлению подготовки Учебные циклы, модули ООП в соответствии с ФГОС СПО по направлению подготовки Планируемые курсы, семестры, виды аттестации ОГСЭ Общепрофес сиональн. ПМ Физкультура Практики/НИР Р Баз.Вар.Баз.Вар.Баз.Вар. ОК 1 ОК 2 ОК 3 ПК-1 ПК-2
Матрица компетенций Модельная форма «Контроль и оценка результатов освоения УД или ПМ» Карта компетенций Знать Уметь Владеть Дисциплина.Модуль Алгоритм разработки ОПОП
Модельная форма «Контроль и оценка результатов освоения УД и ПМ» Результаты (освоенные общие компетенции) Требования к образовательным результатам Основные показатели сформированности образовательного результата Формы и методы контроля ОК - 1
Матрица компетенций Модельная форма «Контроль и оценка результатов освоения УД или ПМ» Карта компетенций Знать Уметь Владеть Дисциплина. Модуль Алгоритм разработки ОПОП
Карта компетенции Компонентный состав компетенций Карта компетенции Наименование компетенции ИндексФормулировка Требования к образовательным результатам Технологии формирования Формы и методы контроля и оценки Знать Уметь Владеть
Модель контроля и оценки компетенций обучающихся по дисциплине «Анатомия и физиология человека» (специальность «Лечебное дело») ГБОУ СПО «СМК им. Н. Ляпиной» Результаты (освоенные общие компетенции) Требования к образовательным результатам Основные показатели сформированности образовательного результата Формы и методы контроля ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Знать: - место и роль анатомии и физиологии в профессиональной деятельности фельдшера, - анатомические и физиологические особенности строения человека как основу сохранения и укрепления здоровья общества в целом и каждого человека в частности; - обосновывает (письменно и устно) роль и место анатомии и физиологии в будущей профессиональной деятельности, - приводит конкретные примеры, как знание анатомии и физиологии способствуют укреплению и сохранению здоровья человека и общества в целом, - аргументативное эссе (творческая работа) «Роль анатомии и физиологии в профессии фельдшера». - решение проблемных ситуаций и ситуационных задач, - участвует во внеаудиторной деятельности (олимпиады, конференции УИРС) по дисциплине, - деловая игра (по профессии) «Методы укрепления дыхательной системы» и т.д. - разработка рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья человека - психологическое анкетирование, - экспертное наблюдение Уметь: -обосновывать и аргументировать знание анатомии и физиологии для будущей профессии (фельдшера), - использовать знания анатомии и физиологии для обоснования путей и способов сохранения и укрепления здоровья. - использует знания анатомии и физиологии для выявления проблемных ситуаций в будущей профессиональной деятельности, - разрабатывает (предлагает) рекомендации по сохранению и укреплению здоровья с опорой на знание анатомии и физиологии, - выбирает среди предложенных эффективные пути и способы по сохранению и укреплению здоровья, обосновывает свой выбор, Владеть: - устойчивым интересом к анатомии и физиологии для формирования своей ПК, - ценностным отношением к будущей ПД. - проявляет инициативу в изучении предмета, в процессе обучения и самообразования, - осуществляет поиск дополнительной литературы по содержанию дисциплины, - активно участвует в учебной и внеучебной деятельности по дисциплине, - демонстрирует удовлетворенность своей будущей профессией, - уважительно относится к людям и символам своей будущей профессии, - составляет список дополнительной литературы по дисциплине.
Результаты (освоенные общие компетенции) Требования к образовательным результатам Основные показатели сформированности образовательного результата Формы и методы контроля ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Знать: - место и роль анатомии и физиологии человека в профессиональной деятельности фельдшера, - анатомические и физиологические особенности строения человека как основу сохранения и укрепления здоровья общества в целом и каждого человека в частности; - обосновывает (письменно и устно) роль и место анатомии и физиологии человека в будущей профессиональной деятельности, - приводит конкретные примеры, как знание анатомии и физиологии способствуют укреплению и сохранению здоровья человека и общества в целом, - аргументативное эссе (творческая работа) «Роль анатомии и физиологии в профессии фельдшера». - решение проблемных ситуаций и ситуационных задач, - участвует во внеаудиторной деятельности (олимпиады, конференции УИРС) по дисциплине, - деловая игра (по профессии) «Методы укрепления дыхательной системы» и т.д. - разработка рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья человека - психологическое анкетирование, - экспертное наблюдение Модель контроля и оценки компетенций обучающихся по дисциплине «Анатомия и физиология человека» (специальность «Лечебное дело»)ГБОУ СПО «СМК им. Н. Ляпиной»
Результаты (освоенные общие компетенции) Требования к образовательным результатам Основные показатели сформированности образовательного результата Формы и методы контроля ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Уметь: - обосновывать и аргументировать необходимость знаний по анатомии и физиологии человека для будущей профессии (фельдшера), - использовать знания анатомии и физиологии для обоснования путей и способов сохранения и укрепления здоровья. - использует знания анатомии и физиологии человека для выявления проблемных ситуаций в будущей профессиональной деятельности, - разрабатывает (предлагает) рекомендации по сохранению и укреплению здоровья с опорой на знание анатомии и физиологии человека, - выбирает среди предложенных эффективные пути и способы по сохранению и укреплению здоровья, обосновывает свой выбор. - аргументативное эссе (творческая работа) «Роль анатомии и физиологии в профессии фельдшера». - решение проблемных ситуаций и ситуационных задач, - участвует во внеаудиторной деятельности (олимпиады, конференции УИРС) по дисциплине, - деловая игра (по профессии) «Методы укрепления дыхательной системы» и т.д. - разработка рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья человека - психологическое анкетирование, - экспертное наблюдение Модель контроля и оценки компетенций обучающихся по дисциплине «Анатомия и физиология человека» (специальность «Лечебное дело») ГБОУ СПО «СМК им. Н. Ляпиной»
Результаты (освоенные общие компетенции) Требования к образовательным результатам Основные показатели сформированности образовательного результата Формы и методы контроля ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Владеть: - устойчивым интересом к анатомии и физиологии человека для формирования своей ПК, - ценностным отношением к будущей ПДД. - проявляет инициативу в изучении предмета, в процессе обучения и самообразования, - осуществляет поиск дополнительной литературы по содержанию дисциплины, - активно участвует в учебной и внеучебной деятельности по дисциплине, - демонстрирует удовлетворенность своей будущей профессией, - уважительно относится к людям и символам своей будущей профессии, - составляет список дополнительной литературы по дисциплине. - аргументативное эссе (творческая работа) «Роль анатомии и физиологии в профессии фельдшера». - решение проблемных ситуаций и ситуационных задач, - участвует во внеаудиторной деятельности (олимпиады, конференции УИРС) по дисциплине, - деловая игра (по профессии) «Методы укрепления дыхательной системы» и т.д. - Разработка рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья человека - психологическое анкетирование, - экспертное наблюдение Модель контроля и оценки компетенций обучающихся по дисциплине «Анатомия и физиология человека» (специальность «Лечебное дело») ГБОУ СПО «СМК им. Н. Ляпиной»
Требования к образовательным результатам Технологии формирования Формы и методы контроля и оценки Знать: место и роль анатомии и физиологии человека в профессиональной деятельности фельдшера -лекция; - самостоятельная работа (поиск дополнительной информации). Аргументированное эссе «Роль знаний по анатомии и физиологии человека в профессиональной деятельности фельдшера» Уметь: использует знание анатомии и физиологии человека для обоснования путей и способов сохранения и укрепления здоровья Проектная деятельностьРазработка рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья человека Владеть: устойчивым интересом к анатомии и физиологии человека для формирования своей профессиональной компетентности Самостоятельная работа по поиску дополнительной литературы по дисциплине Формирование списка дополнительной литературы и подготовка краткой аннотации Карта компетенции Компонентный состав компетенций Наименование компетенции ИндексФормулировка Общая 01 Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Карта компетенции
Спасибо за внимание!