Урок коррекции Понятие о развитии в специальной психологии
Развитие Задание 1 качественное изменение психических процессов во времени, «характеризующееся непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях». (Выготский Л. С. )
Задание 2 Понятийный аппарат 1. Онтогенез 2. Морфогенез 3. Функциогенез - процесс развития индивидуального организма. - анатомическое развитие мозга, его созревание. - становление функций мозговых структур
Понятийный аппарат Ведущая деятельность Компенсация Развитие Психологическое новообразование Дисфункция созревания Социальная ситуация развития Дезадаптация Регрессия Кризис развития Задание 3 Механизм психического развития Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Кризис развития Психологическое новообразование
Задание 4 Социальная ситуация развития это та конкретная форма отношений, в которых ребенок находится с взрослыми в тот или иной период своей жизни (по Л. С. Выготскому «это сложившаяся система взаимоотношений ребенка со взрослыми»). НАПРИМЕР ?
Задание 5 Ведущая деятельность это деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, в ходе которой возникают и формируются основные психологические новообразования. НАПРИМЕР ?
Задание 6 Кризис развития это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях, причем источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. НАПРИМЕР ?
Задание 7 Психологические новообразования это психические и социальные изменения (причем обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка), возникающие на данной ступени развития, и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период времени. (Выготский Л. С.). НАПРИМЕР ?
Задание 8 Аномальное развитие (психический дизонтогенез) различные нарушения темпа, сроков развития психики в целом и ее отдельных составных частей, а также нарушения соотношения компонентов развивающейся психики ребенка и подростка.
Понятийный аппарат Ретардация Депривация Адаптация Асинхрония Дезадаптация Регрессия Поврежденное развитие Дисфункция созревания Задание 9 Типы дизонтогенеза Ретардация Асинхрония Регрессия Поврежденное развитие Дисфункция созревания
Ретардация Задание 10 тип дизонтозенеза, при котором наблюдается общее или частичное запаздывание или приостановка развития психических функций, компонентов психики, свойств личности.
Задание 11 Дисфункция созревания тип развития, занимающий промежуточное положение между собственно отклоняющимся развитием и нормальным онтогенезом; связана с морфофункциональной возрастной незрелостью центральной нервной системы и взаимодействием незрелых структур и функций головного мозга с неблагоприятными факторами внешней среды.
Задание 12 Направления специальной психологии Психология умственно отсталых детей Психология лиц с нарушениями слуха Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (задержкой психического развития -ЗПР) Психология детей с дисгармоничным складом личности Изучают дизонтогении по типу ретардации и дисфункции созревания - Психология умственно отсталых детей - Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (ЗПР)
Поврежденное развитие Задание 13 изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга.
Задание 14 Направления специальной психологии которые изучают дизонтогении по типу повреждения (дефицитарное развитие) Психология детей с нарушениями слуха Психология детей с нарушениями зрения Психология детей с нарушениями речи Психология детей с нарушениями функций опорно- двигательного аппарата
Задание 15 Асинхрония тип дизонтозенеза, при котором наблюдается искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие, характеризующееся выраженным опережением развития одних психических функций и свойств личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом.
Задание 16 Направления специальной психологии которые изучают отклонения по типу асинхрони с преобладанием эмоционально-волевых нарушений Психология детей с синдромом раннего аутизма (РДА) Психология детей с дисгармоническим складом личности
Дефект Задание 17 физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Депривация Ретардация Дефект
Первичный дефект Задание 18 повреждение биологических систем (различных отделов ЦНС, анализаторов и др.). Декомпенсация Первичный дефект Дезадаптация НАПРИМЕР ?
Вторичные отклонения Задание 19 недоразвитие высших психических функций и социальной стороны поведения, обусловленные первичным ДЕФЕКТОМ. Кризис развития Асинхрония Вторичные отклонения НАПРИМЕР ?
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ВСЕГО – 19 ВОПРОСОВ Оценка «5» - 19 правильных ответов («+») Оценка «4» правильных ответов Оценка «3» правильных ответов Оценка «2» - 10 и менее правильных ответов