Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 45 компенсирующего вида Колпинского района Санкт – Петербурга Консультация для родителей ТЕМА : «Значение мелкой моторики в развитии речи у детей раннего возраста » Подготовил: учитель-логопед: Куриленко Л.С. 2013г.
Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли В.А. Сухомлинский Рука является вышедшим наружу головным мозгом И. Кант
Моторика – совокупность двигательных реакций 1 Общая моторика 2 Мелкая моторика кистей и пальцев рук 3 Артикуляционная моторика
мелкая моторика – это координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
-он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки
. - развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно – моторную координацию, тонкие движения пальцев, развивают тактильные ощущения детей.
- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; - развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; - формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); - способствуют развитию речи; - развивают творческие способности. В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это, в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становления речи.
-открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и размеру. Развивают у детей репродуктивное и творческое воображение, память, творческие способности,зрительно-моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук.
– эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов.
- способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления
способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.
- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Цель - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное).
- это увлекательная дидактическая игра, которая: -стимулирует развитие мелкой моторики; -знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер; -помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом.) --- развивает воображение, память, мышление и внимание; -помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции; -формирует творческие способности и артистические умения; -знакомит с элементарными математическими понятиями.
Игры со счетными палочками и спичками необходимы для того, чтобы малыш развивал мелкую моторику рук и мышление.
Не зря существует выражение, что наш ум – на кончиках наших пальцев. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Старайтесь как можно больше заниматься с ребёнком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны.