Виды японского сада Автор : Сидоров А. 10 « А » класс
Цель работы : Провести исследование по истории японского сада и выяснить какие виды японского сада существуют и в чем их особенность.
Японский сад Райский Пейзажный Философские сады Чайный сад Виды японского сада
Райский сад Первые японские сады, как особый вид искусства, появились в эпоху Хэйан. Это был период формирования первого чисто японского стиля садов – стиля Дзёдо, или природного пейзажа ( Дзёдо – « рай, чистая земля, совершенство »). В основном это были дворцовые и усадебные сады, которые в своей основе были светскими, но при этом также сохраняли дух религиозно - философского отношения к природе, а именно идеи культа Будды Амиды. Главной особенностью этого сада было то, что создаваемый в саду пейзаж обязательно должен был быть копией какого - то конкретного природного пейзажа. Храм Феникса (1052) в ансамбле Бёдоин в Удзи.
Пейзажный сад В Х IV– Х VI веках садово - парковое искусство Японии достигает наивысшего расцвета. К этому времени определились каноны создания японских садов. Сложился и основной стиль японского сада – пейзажный. Заимствованный из Китая, он был доведён японцами до филигранного совершенства на основе национальных традиций и самобытной культуры. Пейзажный сад Коракуэн префектуры Окаяма
Философские сады Философские типы садов ( дзен ) создавались в целях медитации при буддийских храмах. К таким садам относятся : сад камней и сад мхов. При их создании используются только камни, гравий и мох. Каждая деталь такого сада способствует, по буддийскому учению дзен, обретению « пустого сердца ». Обретение « пустого сердца » - так в эстетике дзен обозначается внезапное « пробуждение » сознания, достижение просветления в текущей жизни, чувство слияния с великой Пустотой, которая олицетворяет высшую природу Будды.
Сад храма Рёандзи (« храм Умиротворённого дракона ») в Киото - вершина японского искусства садов камней.
Чайные сады Дзэнская культура создала ещё одну замечательную разновидность японского сада – сад чайной церемонии. Он был новым не по форме, но по его функциональному назначению. Сад, ведущий ко входу в чайный домик, выступает важным компонентом в этой церемонии, помогая участникам правильно настроиться на предстоящее действо. Эстетика сада целиком соотносится с идеалами Чайной церемонии : простота, скромность, неброское очарование, духовное единение всех участников церемонии.
Выводы Исследовав историю зарождения и развития японского сада мы выделили 4 вида сада : райский сад, являющийся первым видом искусства японского сада, пейзажный сад, продолживший традиции райского сада, философский сад, приобретший необычный вид и глубокое религиозно - философское наполнение, а также чайный сад, гармонично сочетающий в себе пейзажный стиль и философию буддизма. Каждый из видов сада по своему оригинален и предполагает достижение определенной цели : постижение мира, получения наслаждения, созерцание прекрасного. На основании изученного нами материала можно сделать следующий вывод. Садово - парковое искусство Японии, более чем какое - либо другое, выражает своеобразное идейное отношение японской нации к природе. Это отношение своими корнями уходит в начало национальной японской религии – синтоизм, начиная по - новому звучать с приходом буддизма и дзен - буддизма. Каждая грань этой философии и религии находит отражение в саде, порождая на свет новые его виды, которые тут же становятся тонким искусством и предметом восхищения многих человек.
Ресурсы 1. История искусства японского сада История искусства японского сада 2. Стилистика японского сада Стилистика японского сада 3. Японский сад. Статьи Японский сад. Статьи 4. Учебник « МХК » 10 класс по ред. Л. Г. Емохоновой