Формирование гражданственной идентичности как инновационное направление в развитии образования Лобжанидзе А.А. доцент кафедры экономической и социальной географии ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»
СССР - страна победившего СССР - страна победившего мультикультурализма мультикультурализма + активная национальная политика по развитию республик в социально-экономическом плане; + взаимодействия этнических культур, происходившее на протяжении длительного времени в рамках единого государства ; + общность историко-культурных ценностей и общественно-политических установок, сглаживание различий этнического и религиозного характера. - активная «русификация» национальных республик (Казахстан, страны Балтии) - депортация народов (чеченцы, немцы и др.) - попытка формирования единой нации «советский народ»
Проблемы становления идентичности в современном российском обществе - глобализация приводит к унификации и поглощению национальных культурно-образовательных моделей; - формирование однополярного культурного мира вызывает стремление усилить национальную культурно-образовательную среду ; - массовое сознание людей разных национальностей, конфессий и регионов после распада СССР, стало своего рода «бездомным сознанием» - рост национализма и русофобии в республиках бывшего СССР и НТО на территории РФ - сохранение стереотипов советской идентичности у старших поколений и рост ксенофобии, этнофобии, мигрантофобии у молодого поколения
Каково будущее многонациональной России?
- формирования имиджа «уверенной в себе державы с большим будущим и великим народом», который оказывает влияние на все субъекты РФ и всех граждан страны; - рост конкурентоспособности российского общества в современном мире - осознание представителями подрастающих поколений себя гражданами России и мира - сохранение единства страны, уменьшение риска распада страны на отдельные территории по этническим, конфессиональным признакам, устранение социальных конфликтов (этнических, конфессиональных, региональных) Приоритетные задачи развития российского государства
Портрет будущего выпускника гражданина России в ФГОС Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировозренний, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата Осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность
Первая ключевая задача - организация в структуре всеобщей единой и целостной системы образования учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным национально- региональным компонентом, удовлетворение этнокультурных образовательных потребностей. Вторая ключевая задача - необходимость включения в число приоритетов цели духовной консолидации многонационального народа России в единую политическую нацию. Это задача обеспечения внутренней устойчивости этнически разнохарактерного общества, его сплочения, объединение общими ценностями гражданского общества Двуединая задача этнокультурного образования
Формирование идентичности Я, чеченец Я, москвич ГРАЖДАНСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ История и география России, русский язык и литература Краеведение, региональная география Национальная история, родной язык и литература этногеография Я, гражданин РОССИИ
Результаты этнокультурного образования осознание себя гражданином российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире; осознание себя гражданином российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире; установка на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры «малой родины»; установка на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры «малой родины»; готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; толерантность к иным позициям, иному взгляду на мир; готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; толерантность к иным позициям, иному взгляду на мир; осознание своей сопричастности к судьбам человечества в решении глобальных проблем ; осознание своей сопричастности к судьбам человечества в решении глобальных проблем ; установка на владение универсальными способами познания мира установка на владение универсальными способами познания мира