Космогонические мифы. Колдовской эпос – предания о колдунах. Предания о местных героях, «силачах». Предания о происхождении некоторых видов хозяйственной деятельности. Происхождение названий мест, появление обычаев. Происхождение животных, птиц.
Божества Духи-хозяева Злые духи Чудовища Богатыри Колдуны
Войпель – могущественное божество, благосклонно относящееся к людям. К нему обращались с просьбой беречь людей от болезней, порчи, отводить от них оружие врагов. Ен – один из братьев-близнецов, создавших, по представлениям коми, мир. Предстаёт в орнитоморфном облике: в виде лебедя, утки или голубя, или же в виде лягушки. Омоль – «сотворец» Ена в образовании мира. Мнение о его доле участия в этом творении противоречиво. Он либо лишь портил по ночам то, что Ен творил днём, а сам создал лишь всяких гадов и вредных насекомых. Либо же Омоль предстает как равноправный с Еном создатель мира.
Васа – водяной дух-хозяин, мог представать перед людьми в различном облике: антропоморфном, зооморфном и антропо-зооморфном. Иногда появлялся на берегу в человеческом обличье. Когда он обратно бросался в воду, поднималась буря, и по поверхности воды прокатывались огромные волны. Ворса – лесного духа, живым воплощением которого или его ипостасью у коми считался медведь. Иногда Войпель летал над деревьями в лесу, появляясь и исчезая, как птица с шумным полетом. Его голосу приписывался крик филинов в лесу. Обычно же владыка леса оставался невидимым, или же появлялся в виде ветрового смерча. Олыся – домовой, дух-хозяин дома и хозяйственных построек для содержания скота. Его основной функци- ей было обеспечение благополучия обитателей дома и домашнего скота. Пывсянса – наиболее грозный из всех духов-хо- зяев дома и хозяйственных построек. С его про- ками связывали угар или даже связывали смерть после помывки в плохо проветренной "черной" бане. Отношения с банником были строго регла- ментированы.
Дзидзи – дух, крадущий и подменяющий детей. Считалось, что Дзидзи похищал оставленных без присмотра детей, о их дальнейшей судьбе сведений не имеется. Он обладал антро- поморфным обликом, хотя значительно отличался от обыч- ных людей. Калян – высокая девушка с длинными косами и синими гла- зами, одетая в шелковый синий сарафан и новые башмаки. Она варила в колодце пельмени, приглашала людей угощать- ся ими. Когда Калян обливали кипятком, она скрывалась в ко- лодце или в реке. Кикимера – зловредный дух, который поселялся в доме и до- саждал его обитателям. Считалось, что в новый дом Кикимеру подселяли плотники, обиженные чем-либо хозяином. Основны- ми действиями, приписываемыми Кикимеру являются разбрасы- вание различных предметов и создание ночных звуковых эффектов. Кывтом - существо, которое было лишёно языка охотником, напоившим его предварительно вином, за то что он ему досаждал. За полученное увечье Кывтом стал мстить людям, насылая на них простудные заболевания. Деятельности Кывтома приписывали болезни горла и носа, насморк, чихание, головную боль.
Виж паськома морт – лесной обжора-людоед. Гундыр - традиционный образ сказочного чудовищного великана с 3-мя, 6- ю, 9-ю, 12-ю, 24-мя головами. Чаще всего имеет человеческий облик, ездит на коне, живёт в доме, во дворце, выполняет хозяйственную работу. Носит железную рубашку, приходит ночью, обитает как под водой, землёй, в горе, так и на горе, на небе. Яг морт – великан, ростом с сосну, похожий на дикого зверя, в одежде из невыделанной медвежьей шкуры. Он похищал скот, женщин и детей, а люди против него были бессильны.
Кудым – сын вождя рода иньвенских коми, который одновременно был жрецом- памом, т.е. совмещал функции главы общественной, военной и культовой деятельности своего рода. Кроме того, Кудым-Ош обладал колдовскими способностями, например, был неуязвим для топора. Йиркап – богатырь, смастеривший лыжи из своего дерева-двойника. Сделанные Й. из своего дерева лыжи (лыжина) обладали необыкновенной скоростью. Лыжи несли сами, достаточно было подумать о том, куда ехать. Удачливый охотник погубил синего оленя, оказавшегося на самом деле прекрасной дочерью колдуньи. Свою гибель Йиркап нашёл в водах им же открытого Синдорского озера, переходя по тонкому льду. Вместе с Йикапом погибли и его лыжи. Комтом Мартын - силач, герой преданий ижемских коми, согласно которым жил в с. Ласта (в 12-ти км от с. Ижма) и в любую погоду, зимой и летом ходил босиком. Обладал огромной силой. Пера - защитник Родины, победитель вражеского войска и победитель лешего. Деяния Перы свидетельствуют о его богатырской силе.
Кыска – могучий печорский тун, виновный в смерти ревностной помощницы Стефана Пермского – девушки Ульяны, утонувшей в Вычегде. На месте гибели Кыски Стефан выстроил церковь и Троицко-Печорский монастырь. Корт айка – могучий колдун. Железо было необходимым атрибутом Корт Айки. Основным занятием его было ограбление судов и лодок, проплывающих по Вычегде, которые он останавливал протянутой через реку железной цепью. Обладал неограниченной властью над стихиями. Был убит Стефаном Пермским. На месте его могилы возникло затем с. Корткерос. Чикыш - сильная колдунья, главной или же одной из главных языческих жриц в древнем коми роде, главой которого былКудым-Ош. Могла наводить на людей порчу или же, наоборот, излечивала их и даже оживляла убитых. Ближайшими помощниками и друзьями Чикыша были лесной и водяной духи-хозяева. Син пола морт родился с одним глазом, но был настолько зорким, что мог сосчитать число узелков, завязанных на бечеве, натянутой в семи километрах от него. Был способен вступать в контакт с душой-тенью других людей и получать от нее сведения о чьей-либо близкой смерти.
Почему нужно знать легенды и предания своего народа?
Существуют ли схожие герои легенд и преданий народа коми и других народов (на примере русских сказок)? С какими темами связаны легенды и предания коми народа? Можно ли считать легенды и предания дидактическим материалом?
Что такое легенды и предания? Герои легенд и преданий народа коми. Кто они? В какое время идет формирование легенд и преданий коми народа? Существуют ли различия в одних и тех же преданиях? С чем данные различия связаны?