Более всего я любил мысль народную. Л. Н. Толстой
проанализировать, как Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» изображает действия армии в войне годов; показать значение народных сил; подвести учащихся к осознанию мысли Л.Н. Тол- стого о бесчеловечности войны.
Толстой делит войны на такие, которые ведутся в интересах народа, и такие, которые ведутся в интересах захватнических, близких правительствам, но не народам.
Какие сражения показаны в романе ? Где они происходят ? Почему Толстой показал нам в романе не одно сражение, а несколько ?
Толстой считает народ непобедимым, когда он защищает свои кровные интересы, и обреченными на неудачу те войны, которые далеки от интересов народа. Толстой выбирает самые сложные моменты истории, чтобы показать силу народа, его облик в годину испытаний, в эпоху военных событий
III III Война годов Австрийские походы Завязка 1812 год Бородино Кульминация Партизанская война Развязка Со стороны России это захватническая война, ее цели непонятны солдатам, поэтому Толстой показывает двойственность этой войны: Героический дух русских солдат, способность к самоотверженности и подвигу (смотр в Браунау, переправа через Энс, Шенграбенская битва) Тяжелое положение армии, неразбериха среди командования, лицемерие штабных офицеров, военные амбиции (переправа через Энс, Шенграбенская битва, военный совет, Аустерлиц) Это освободительная война, цель которой защита своей земли, поэтому здесь единение всего народа, вылившееся в партизанскую войну, т. е. «движение самих масс». Отсюда высокий дух патриотизма, героизм (курган Раевского, полк князя Андрея)
- Объясните цели и задачи этой войны. Зачем Россия принимает участие в ней ? - Почему сценой « Смотр под Браунау » Толстой вводит тему народа ? - Какая внутренняя связь существует между Кутузовым и солдатами ? Как это показано ? Почему из многих солдат Кутузов выделяет Тимохина ? - Сравните поведение Тимохина и Долохова во время разговора с Кутузовым. Какой смысл выявляет это сопоставление ? - Почему так детально « выписывает » Толстой сцену, изображающую солдат, поющих песню ?
- Почему в развитии военной темы переправа через Энс вторая ? - Сравните эту сцену с « Вечером у А. П. Шерер » и найдите общее и отличное. Где здесь « мир Курагиных », а где простой человек, готовый жертвовать собой ? - Кто виноват в неразберихе во время поджога моста ? - Как ведет себя эскадрон Василия Денисова, а как штабные офицеры Несвицкий, Жерков ? Как раскрываются их цели ?
Выводы: Таким образом, накануне сражений мы видим, что штабные офицеры «ловили кресты, рубли и чины», они продолжали жить по законам вечера у А. П. Шерер. Истинное же, по мнению Толстого, заключается в духе народа и офицеров, близких ему, в Кутузове. Толстой развенчивает высшее общество и восхищается духовной силой народа.
По чьей воле произошло Шенграбенское сражение ? Рота Тимохина ( т.1, ч.2, гл.20) подвиг Тушина ( по т.1, ч.2, гл.XV, XVII)
Вывод: Ценности и значение толстовских описаний сражений заключается в том, что, хотя он несправедливо принижает значение командования, зато блистательно раскрывает решающую роль простых и скромных патриотов.
предыстория сражения утро Аустерлицкого сражения ( т.1, ч.3, гл.14) на поле сражения ( т.1, ч.3, гл.XVI)
В пятом часу вечера так же « шел берейтор Кутузова, ведя лошадей в попонах. За берейтором ехала повозка, и за повозкой шел старик дворовый, в картузе, полушубке и с кривыми ногами. - Тит, а Тит ! – сказал берейтор. - Чего ? – рассеянно отвечал старик. - Тит ! Ступай молотить. - Э, дурак, тьфу !- сердито плюнув, сказал старик. Прошло несколько времени молчаливого движения, и повторялась опять та же шутка ».
Без громких фраз, простым, впечатляющим художественным приемом Л. Н. Толстой убеждает в том, что, какими бы крупными ни казались взлеты и падения правителей, как бы ни занимали людей стремления к личному возвели - чиванию, только одно всегда останет - ся вечным и бес - смертным – народ.
Спасибо за работу!