Классный час на тему: «Толерантность – часть нравственной культуры человека» Цель: привлечь внимание к проблеме толерантности, привести к осознанию я - позиции в вопросах толерантности. Задачи: 1)Получение знаний по теме толерантности; 2)Осознание черт толерантной и интолерантной личности 3)Планирование путей восприятия толерантной личности
Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись; горе тому, кто это думает, двойное тому, кто действительно без нее обходится. И.С. Тургенев.
Патриотизм живой, деятельный именно и отличается тем, что исключает международную вражду, и человек, одушевленный таким патриотизмом, готов трудиться для всего человечества, если только может быть ему полезен. Н.А. Добролюбов.
Патриотическое видение окружающего мира как раз и состоит в том, что юный гражданин познает историю своей семьи, своих соотечественников, живших несколько столетий назад, или давно ушедших в землю, во имя свободы и счастья которой они сражались. В.А.Сухомлинский.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ- ТЕРПИМОСТЬ К ИНОМУ. ТОЛЕРАНТНОСТЬ- ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К КУЛЬТУРНОМУ РАЗНООБРАЗИЮ ОБЩЕСТВА, ВЫРАЖАЮЩЕЕСЯ В ПРИЗНАНИИ, ПРИНЯТИИ И ПОНИМАНИИ ИНЫХ КУЛЬТУР.
МОЗГОВОЙ ШТУРМ КАЖДАЯ ГРУППА НА СВОЕМ ПЛАКАТЕ ПЕРЕЧИСЛЯЕТ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА 1)ТОЛЕЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ 2)ИНТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ
Черты толерантной личности: умение слушать, открытость, равенство, тактичность, умение убеждать, интуиция, наблюдательность, душевность, доброта, взаимопомощь, альтруизм,вежливость, дружба, уважение,доброжелательность
Качества интолерантной личности: грубость, осуждение, нечестность,злость, зависть, высокомерие, пренебрежение, самоуверенность, самовлюбленность
Групповая дискуссия
1.Можно ли воспитать в себе умение понимать и принимать человека иной культуры? 2.Что вы понимаете под словами «национальные стереотипы»? 3.Прочтите размышления А.Гитлера в книге «Майн кампф».Что вы испытываете после чтения этого отрывка? 4.Должен ли народ Германии нести ответственность за действия фашистов? 5.Почему потомки стран немецкой коалиции в войне испытывают стыд, замешательство горечь, посещая русские мемориалы? Ведь в прошедшем нет их вины? 6.Когда вы слышите подобные высказывания в адрес других национальности, какие чувства вы испытываете?
Ролевая игра Дочь на полную громкость включила рок и под музыку делает домашнее задание. Мать кричит : «Как ты можешь слушать эту дебильную музыку? Не можешь поставить что- нибудь человеческое?» Дочь : «Да ты ничего не понимаешь, это твои народные и классические -отстой!» Спрогнозируйте дальнейшие события в том же духе, а затем в толерантной форме. Что нужно сделать, чтобы позитивно решить эту ситуацию?
Профилактические упражнения для глаз. Динамическая пауза.
АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В КЛАССЕ
Представителем какой национальности вы являетесь?
На сколько комфортно вы себя чувствуете?
Сказывается ли ваша национальность на отношения к вам сверстников и одноклассников?
Диаграмма – показатель равноправного и толерантного существования в классе представителей разных национальностей
Представители каких национальностей объединены в роду учащихся класса
АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ.
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Родина для меня -это……………………………………… Быть патриотом -это ……………………………………. Быть лжепатриотом -это ……………………………… Толерантность –это ……………………………………….. Толерантность я проявляю в том, что………………… Я считаю, что все народы мира имеют право………. Я не считаю, что один народ……………………………. Я считаю, что не допустимо……………………………… Я считаю, что родители вправе………………………..... Я считаю, что родители не вправе…………………….. Мне никогда не запретят…………………………………. Мне могут запретить…………………
Отрывки из сочинений-эссе «История народов в жизни моей семьи и моей страны »
НРАВСТВЕННЫЕ ПРАВИЛА ПРОЯВЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Нравственные правила толерантности: НЕЛЬЗЯ: -судить о целом народе по поступкам и действиям одного или группы людей; -злорадствовать и радоваться горю людей, переживающих национальную или личную трагедию; -совершать необдуманные поступки, действуя по руководству кого-либо; -говорить плохое в адрес народа или человека только потому, что так говорят другие люди.
Нравственные правила толерантности: НАДО: -помнить, что за совершенными предосудительным поступком рано или поздно следует наказание; -уметь радоваться достижениям и успехам других народов; -интересоваться традициями, обычаями и историей других народов; -быть компетентным в истории, культуре, традициях и обычаях своего народа, чтобы проявлять компетентность в вопросах национальных культур -не совершать поступков, за которые потом будет стыдно или придется раскаиваться.
Нравственные правила появления толерантности: ЕСЛИ: -твой сверстник готов совершить необдуманный поступок, останови его, удержи от опрометчивого шага; -тебя приглашают участвовать в каких-либо организаций, деятельность которых направлена на подчинение или притеснение других народов, расскажи об этом своим родителям, не спеши стать членами этой организации, постарайтесь узнать цели этой организации; -тебе угрожают, обращайся к старшим: родителям, учителям, в милицию.
Нравственные правила проявления толерантности: Совершая необдуманные поступки, помните, что в истории цивилизации они уже кем - то совершались, и за это пришлось расплачиваться чувством вины и стыда последующих поколений. Помни! У тебя всегда есть выбор! Сохрани в себе ЧЕЛОВЕКА!