1 Об особенностях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в Республике Саха (Якутия) Владимиров Афанасий Семенович, министр образования Республики Саха (Якутия) 9 ноября 2011 г., г. Якутск
2 ВсегоВ сельской местности Населенных пунктов в республике (88,9%) Общеобразовательных учреждений (70%) Из сельских школ : Малокомплектных ОУ 326 (68,9%) Малочисленных ОУ 106 (22%)
3 Территориальная разобщенность Сезонная транспортная доступность, Низкая плотность заселения – 0,1 чел. на 1 кв. км., низкая наполняемость классов: средняя по республике – 12 чел., наименьший показатель в отдалённых сельских и арктических улусах – 5 чел.
4 В АПРОБАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ : С 2008 г школа; С 2010 г школ. 12 % школьников; 36 муниципальных районов и городских округов. 3 учреждения среднего профессионального педагогического образования; 3 учреждения среднего профессионального педагогического образования; научный и методический потенциал педколледжей, учреждений высшего ПО, НИИ национальных школ, Институт развития образования и повышения квалификации научный и методический потенциал педколледжей, учреждений высшего ПО, НИИ национальных школ, Институт развития образования и повышения квалификации
Язык своей национальности считают родным: 5 87,4% Якуты 37,7% Чукчи 20,7% Эвены 19,5% Юкагиры 6,5% Эвенки
Нормативная база по обеспечению конституционного права граждан на обучение и воспитание на родных языках 1991 г. Концепция обновления и возрождения национальной школыКонцепция обновления и возрождения национальной школы 2001 г. Концепция школьного языкового образованияКонцепция школьного языкового образования 2004 г. Государственная целевая программа «Языковое строительство в Республике Саха (Якутия) на 2005 – 2007 гг.»Государственная целевая программа «Языковое строительство в Республике Саха (Якутия) на 2005 – 2007 гг.» 2011 г. Государственн ая программа Республики Саха (Якутия) «Сохранение, изучение и развитие государственн ых и официальных языков в РС (Я) на 2012 – 2016 гг.Государственн ая программа Республики Саха (Якутия) «Сохранение, изучение и развитие государственн ых и официальных языков в РС (Я) на 2012 – 2016 гг.
Статья 46 Конституции Республики Саха (Якутия) «государственными языками Республики Саха (Якутия) являются язык саха и русский язык. Языки народов Севера республики являются официальными в местах их компактного проживания» 7
Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков в РС (Я) на 2012 – 2016 гг. (Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. 962) 8 Повышение роли государственных и официальных языков Республики Саха (Якутия); Комплексные исследования и мониторинг функционирования государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия); Разработка и внедрение современных технологий для развития государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия).
Кочевые школы РС (Я)
Модели изучения родных языков в Республике Саха (Якутия): 10 Обучение в школе на родном русском языке за весь период школьного образования Обучение на родном языке с последующим переходом на другой язык (1-4, 1-7, 1-9 кл.) Изучение родного языка в качестве предмета, язык обучения - неродной, язык большинства, язык профессионального образования Изучение родного языка невладеющими методом погружения
Школы имеют возможность: а) самостоятельно разработать основную образовательную программу и, в том числе, учебный план на основе примерной основной образовательной программы, разработанной на федеральном уровне б) использовать разработки региональных научных и образовательных институтов 11
Примерные планы для ОУ Республики Саха (Якутия) в соответствии с требованиями ФГОС Для ОУ коренных малочисленных народов Севера Для ОУ с обучением на языке сахаДля ОУ с русским (родным) языком обучения Для ОУ с русским (неродным) языком обучения (с изучением языка саха как родного) 12
Для начальной школы разработаны: 13 Язык сахаЛитературное чтение Курс «Культура народов Республики Саха (Якутия)» Язык саха как государственный примерные учебные программы
14
Разработать механизм экспертизы основных образовательных программ; Обучить и сертифицировать программы развития (подготовки) экспертного сообщества Разработать и внедрить модель повышения потенциала авторов, авторских коллективов по курсам этнокультурного содержания Передать субъектам РФ полномочия по разработке примерных основных образовательных программ (в т.ч.примерных учебных планов, программ по предметам, курсам (модулям) с этнокультурным содержанием) Предлагаем: 15
Модульные и интегрированные курсы: «Система языка», «Текст», Риторика», «Фольклор народов мира», «Литература народов мира», «Этнопсихология народов Российской Федерации» и др. (Закон РС (Я) «Об учебных программах и учебных изданиях для учреждений дошкольного и общего среднего (полного) образования Республики Саха (Якутия)») 16
Утверждены Типовые комплекты для кабинетов якутского, эвенского, эвенкийского, юкагирского языков и литературы, включающие учебную литературу, в том числе электронные пособия, интерактивное обрудование, фильмы Определены опорные школы с углубленным изучением родных национальных языков Проведена работа для включения национального издательства «Бичик» в Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий 17 Создание материально-технических и учебно-методических условий
Учебники Переводные Адаптированные Оригинальные Сотрудничество федеральных и региональных авторских коллективов 18
Формирование универсальных учебных действий (Сатабыл) 19 Серия учебно-методических, научно-методических пособий Описание опыта (технологии формирования) Преемственность
Исследования особенностей формирования УУД (НИИ национальных школ Республики Саха (Якутия) Наличие учебной мотивации Интеллектуальная готовность к школьному обучению Развитие произвольного поведения 20
Преемственность образовательных программ ФГТФГОС 21
подключить к разработке инструментариев национальные субъекты для учета факторов обучения на родных языках, содержания предметов, способов действий Предлагаем: 22
Подготовка, переподготовка кадров и повышение профессионализма педагогических кадров % учителей начальных классов прошли курсы повышения квалификации по ФГОС Аттестация (сертификация) начальной школы Включение в деятельность учителей основной и старшей школы
Социальная и профессиональная поддержка учителей: 24 внедрена подпрограмма «Обеспечение жильем педагогических работников сельских школ арктических и северных улусов» РЦП «Жилище» на годы установлены выплаты за работу в сельской и арктической местности установлен повышающий коэффициент 3,0 за работу в кочевой школе ведутся разработки по подготовке учителей широкого профиля, в том числе по направлению «начальное образование, тьютор основной (кочевой) школы Севера» в системе дистанционного образования осуществляется денежное поощрение педагогических работников со стажем работы более 40 лет в размере 100 тысяч рублей при выходе на пенсию по старости
Региональные особенности требований к учителю Совместно с экспертами ЮНЕСКО разработана модель компетенций учителя Арктики в рамках проекта «Учителя Арктики» 25
Учет региональных особенностей при обеспечении финансово-экономических условий освоения ФГОС 26 в сельской местности от 10 до 18; в городской местности от 10 до 25 обучающихся наполняемость классов русский язык родной (нерусский) язык Язык обучения город село Место расположения
27
28 Детали фото 2012 г. - Год единения и дружбы народов Республики Саха (Якутия)
29 Спасибо за внимание!