Бадаева Галина Васильевна, учитель МХК МБОУ «Цаганаманская гимназия»
«Вавилонская башня» Питер Брейгель
В чем поучительный смысл библейской легенды о Вавилонской башне? Существовавшее единство распалось, сложилась пестрая картина в обычаях, языках и культурах народов. Каждый народ приспосабливался, обживался на необустроенных землях, создавал свой самобытный язык, культуру, развивал национальные традиции «Смешение языков» обернулось во благо человечеству и на самом деле привело к развитию и многообразию самобытных культур народов мира. Мир культуры богат палитрой ярких красок, многоголосием звуков. Как и в музыке, это многоголосие сливается в единую и стройную симфонию, в котором важен и неповторим каждый аккорд.
Культура едина, в ней слиты историческое и современное, традиционное и нетрадиционное. Знакомясь с шедеврами художественного творчества, мы черпаем из общего источника – культуры человечества. Выдающиеся творения античных мастеров, Рафаэля и Микеланджело, Данте и Шекспира, Бетховена и Чайковского составляют неотъемлемую часть сокровищницы мировой культуры, а значит, являются достоянием всего человечества. Для истинных творений культуры не существуют ни временных, ни государственных, ни религиозных границ. Человечество не может жить без культурных связей. В противном случае оно обречено на духовное одиночество. В чем причина единого пространства мировой культуры? Она – в Человеке, в его природной сущности быть творцом и созидателем. Идеи мировой культуры универсальны. Понятия Красоты и Добра, Жизни и Смерти, Любви и Ненависти, Нравственности и Невежества имеют общую значимость для каждого народа.
Язык искусства универсален и понятен людям разных стран. Одним из ключевых образов искусства с древних времен выступает Мировое Древо, воплотившее представление многих народов о пространстве Вселенной. Этот образ нашел отражение в произведениях устного народного творчества разных народов, в памятниках архитектуры, живописи, скульптуры и др.
Образ Мирового Древа роднит мифологические представления народов Европы, Древней Америки, Востока, Африки и Австралии. По их представлениям мир (космос, Вселенная) противопоставляется беспорядку и хаосу. Мировое Древо выражает идею гармоничного единства мира, а само древо, являясь его «осью», воплощает стержневое начало его строения. Основу мироздания составляют Небо и Земля, вот почему в мировом Древе различают нижнюю часть (корни), среднюю (ствол) и верхнюю (ветви, крону).
Верхняя часть дерева ассоциируется с небесным царством, средняя – с землей, нижняя – с подземным царством. С представлениями о строении Мирового Древа связаны понятия утра, дня и ночи, прошлого, настоящего и будущего, трех природных стихий: земли, воды, огня. Троичность этого образа связана с существованием всего живого на земле. С нею ассоциируется жизнь предков, нынешнего поколения и потомков, трех частей человеческого тела – голова, туловище, ноги. С верхней частью связана жизнь птиц, обитающих в кроне деревьев. Со средней (стволом) – копытные: олени, лоси, коровы, лошади т.д.; с нижней (корнями) – земноводные и пресмыкающиеся: змеи, лягушки, ящерицы, мыши, рыбы и т.д.
Задание: 1.В чем проявляется единство и многообразие культур? Какими примерами из произведений искусства вы можете подтвердить? 2.Попробуйте нарисовать Мировое Древо и объяснить особенности его строения.
Мировое Древо нанайцев
Мировое Древо сибирских народов
Мировое Древо в представлении шаманов Сибири
Философ К.Юнг считал Мировое Древо древнейшим символом