Маленький ребёнок тянется к книжкам. Интересно. Школьник держит в руках учебник. Получает знания. Родители читают художественную литературу, газеты и журналы… Бабушка пишет письмо внуку… Привычная картина…И никто не задумывается, как человек изобрёл письменность.
«Буква-страж истории, ибо только через буквы можно рассказать что-либо.»
Было это очень-очень давно. В те далёкие времена люди жили в пещерах, для этого они выселяли древних Топтыгиных из их медвежьих углов. На стенах своего жилища люди увидели какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели древних людей на очень интересную мысль: значит, на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение.
Американский поэт Генри Лонгфелло собрал и пересказал легенды о вожде индейцев по имени Гайавата. Вождь горевал о том, что люди не могут передать своим потомкам то, что они сами знают и умеют. Все знания исчезают- растворяются во времени.
Из мешка он вынул краски, Белый круг был знаком жизни, Всех цветов он вынул краски Чёрный круг был знаком смерти; И на гладкой на берёсте Дальше шли изображенья Много сделал тайных знаков, Неба, звезд, луны и солнца, Дивных и фигур и знаков; Вод, лесов и горных высей, Все они изображали И всего, что населяет Наши мысли, наши речи. Землю вместе с человеком.
Эти письменные знаки совсем не похожи на современные. Некоторые рисунки имели смысл, который можно было выразить не одним словом, а целым предложением. Куда иголка туда и нитка. Двум врагам долго не устоять.(Потому что одному из них придётся уступить.)
Вывод: Рисуночное письмо – это ещё не настоящее письмо.
Иероглифы. Иероглиф обозначает « священные знаки» Каждый иероглиф обозначает слово или его часть.
В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии. Всего в современной китайской письменности около 60 тысяч иероглифов. Выучить наизусть столько иероглифов- колосальный труд, и только немногие люди знают их. Обычно китаец владеет несколькими тысячами иероглифов, и этого вполне хватает для чтения газет, журналов и художественной литературы.
Наряду с иероглифами появились знаки фонетические, отражающие именно звучание слова, затем- знаки для отдельных слогов. Постепенно слоговые знаки стали преобладать в древнеегипетской письменности ( воспроизводились только согласные звуки слова).
Настоящий- не слоговой,а буквенный алфавит, появился впервые у древних греков. Греки придумали знаки для гласных. Греческий алфавит оказался так прост и удобен, что им воспользовались многие другие народы древнего Средиземноморья. греческие
От нашего главного свидетеля первоначальной истории Руси - "Повести временных лет" - мы узнаем, что однажды славянский князь Ростислав отправил к византийскому царю Михаилу послов с такими словами: –"Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их".
В Византии жили два брата- Кирилл и Мефодий. Были они люди мудрые и образованные и хорошо знали славянский язык. Этих братьев и послали к славянам, чтобы создать славянскую письменность.. Было это в 863 году…
Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука- « дочка» греческого языка. Многие наши буквы похожи на греческие. греческие славянские Аа Вв Гг Дд Ее Кк Лл Мм
Слово "азбука" произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ а слово "алфавит" происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА
Сохранившиеся миниатюры изображают писцов за работой. Сидят они на резных скамьях без спинок, на которые положены специальные подушки. Пишут и на свитках, и на отдельных листах, и в переплетенных тетрадях. Оригинал рукописи, как правило, укреплен на пюпитре. Рядом с местом работы - тумба с инструментами. Инструменты изображены весьма условно. Однако можно угадать и чернильницу с двумя отверстиями - для киновари (красной краски) и обычных чернил, и чернильницу в виде кувшинчика, а также пенал, циркуль, нож, перо или трость, линейку, ножницы, шило. Основное положение листа книги при письме - на колене. Для получения ровных строчек лист пергамена, а позже бумаги, разлиновывали острым инструментом. Только после этого приступали к тщательному переписыванию каждой буквы. Перепись книги была очень трудоёмкой и длительной работой( до 7 месяцев). Писцы работали вечером или даже ночью.
Для большинства современных читателей буква есть буква, пусть даже декоративно украшенная, для древнерусского книжника понятие декоративности было чуждым. Он не просто украшал букву орнаментом, он прежде всего передавал и украшал мысль. Он не считал букву просто обозначением звука, для него очень много значило само начертание, которое таило в себе чертеж мира.
–Переплетом для книги служили деревянные доски – крышки. Доски обтягивались кожей, на которой горячими металлическими клеймами оттискивались орнаментальные рисунки. Иногда на тисненую кожу наносили позолоту. Каждая книга имела медные, реже серебряные застёжки, на которые накидывались ременные плети. Вместо кожи крышки обтягивали бархатом или другой дорогой тканью. Переплёт украшали «наугольниками» (металлическими пластинками).
Писали на берёсте специальной заострённой палочкой похожей на гвоздь.
Некогда на берегах Нила и около озера Чад зеленели заросли высокого растения, немного похожего на осоку. Это папирус. Его стебли разрезали вдоль и укладывали рядами, чтобы край одного стебля ложился на край соседнего. Сок самого растения склеивал стебли под прессом. Он цементировал тонкие слои первой в истории бумаги.
Пергамент- обработанная коровья или телячья кожа, используемая в древности для письма. Когда-то и пергамент по традиции сворачивали в свиток. Но его можно было сгибать, он не ломался. Первые книги из пергамента похожи на тетрадки: Это согнутые в двое и прошитые шнурками листы.
Типографии и печатание книг – были необходимостью. «Царь повелел устроить дом от своей казны, где бы печатному делу строиться.» К тому времени в России уже были мастера, знавшие толк в печатном деле. Таковы были Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец. Памятник Ивану Фёдорову в Москве.
Печатный станок Ивана Фёдорова. Первенцем типографии Ивана Фёдорова стала книга «Апостол». Наборная касса.
Странички из «Азбуки» Ивана Фёдорова. «Азбука»эта была настоящим учебником-с алфавитом, с образцами слогов, с самыми разнообразными текстами для чтения.
Письмом, построенным на основе кириллицы, пользуются народы, которые разговаривают на 60 языках.
Письменность, возникнув, преодолела большой исторический путь. Развиваясь и изменяясь она дошла до наших дней в виде современного алфавита, который вряд ли нуждается в изменении. Вывод: