Коробова Е.В. Государство и политическая власть
Коробова Е.В. 1.1.Понятие, признаки и функции государства Государство – это единая политическая организация общества,которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население. Государственная территория - это ограниченная часть поверхности мира, исключительная область господства. Государственным народом является оседлый, рассчитанный на длительный срок союз людей, который в современное время связан в правовом отношении членскими узами государственной принадлежности. Число жителей и величина территории не играет здесь своей роли. Микрогосударства также являются государствами. Государственная власть требует организационного господства с перспективой на длительность, осуществляемого эффективным, дееспособным правительством, причем хотя бы над большей частью территории и ни большинством жителей. Государственная власть нуждается в суверенности. Лишь государственная власть обладает верховенством, т.е. таким суверенным свойством, которое состоит в правомочии устанавливать вобществе единый правопорядок, правоспособность государственных органов и общественных организаций, наделять правами и обязанностями должностных лиц и граждан.
Коробова Е.В. Признаки государства 1) Публичная власть; 2) Государственный суверенитет; 3) Налоги; 4) Территориальная организация населения; 5) Легитимная власть; 6) Наличие специального аппарата управления обществом; 7) Наличие государственной символики; 8) Организация жизни населения на правовых началах; 9) Государственный язык;
Коробова Е.В. Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом.
Коробова Е.В. 1.2.Формы государства Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.
Коробова Е.В. Выделяют три основных элемента в форме государства: 1. 1.форму правления, 2. 2.Форму территориального (государственного) устройства 3. 3.политический (государственный) режим.
Коробова Е.В. Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.
Коробова Е.В. Монархия обладает следующими юридическими признаками: 1) это, как правило, единоличное правление; 2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству; Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.
Коробова Е.В. Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки: 1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству. 1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству. 2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д. 2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.
Коробова Е.В. Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную. Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным. Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную. Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.
Коробова Е.В. Форма государственного устройства представляет собой административно- территориальную и национально- государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами. Форма государственного устройства представляет собой административно- территориальную и национально- государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами. Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную. Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.
Коробова Е.В. Унитарное государство имеет следующие признаки: Унитарное государство имеет следующие признаки: 1. полное территориальное единство государства. Это означает, что административно- территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью; 2. для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства; 3. единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система; 4. единая система законодательства для всего государства; 5. одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.
Коробова Е.В. Федерация - это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки: 1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации; 2) возможность установления "двойного гражданства", т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации; 3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения; 4) субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации; 5) двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.
Коробова Е.В. Иногда в качестве формы государственного устройства называют конфедерацию. Однако, строго говоря, она представляет собой не форму внутреннего устройства государства, а международно- правовое объединение суверенных государств
Коробова Е.В. Третий элемент формы государства - политический (государственный) режим. Политический (государственный) режим, - это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть.
Коробова Е.В. Различают две основные разновидности политических режимов: демократические и недемократические. К недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный.
Коробова Е.В. Демократический политический режим. Демократия означает народовластие, поэтому основу любой разновидности демократического режима составляет прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть.