1 БАЗИСНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ БУП Салахова Роза Абраровна, главный специалист информационно – методического отдела
Нормативно-правовые основы профильного обучения Закон РФ «Об образовании» - основа системы профильного обучения; содержит основания для организации профильного обучения на старшей ступени общего образования. (ст.2,п.3; ст.2,п.5; ст.7; ст.8; ст.10;ст.14,п.1; ст.12; ст.32) 2
Нормативно-правовые основы профильного обучения Федеральная программа развития образования (ФЦПРО) – утверждена г. 51-ФЗ ФЦПРО является организационной основой государственной политики РФ в области образования; Обеспечение образовательных потребностей населения и создание условий для вариативности образования как основные направления развития общего образования явл. определяющими при организации профильного обучения. (ФЦПРО на годы утв. Постановлением Правительства РФ от года 803; внесены изменения постановлением Правительства РФ от года 270) 3
Нормативно-правовые основы профильного обучения Национальная доктрина образования (утв. Постановлением Правительства РФ от года 75) – стратегия и основные направления развития образования на долгосрочный период до 2025 года. Анализ содержания Национальной доктрины образования в РФ показывает, что она является стратегической основой введения профильного обучения в старшей школе. 4
Нормативно-правовые основы профильного обучения Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года одобрена Правительством РФ (распоряжение Правительства РФ от года 1756-р) Организация профильного обучения в средней (полной) общей школе названа одним из направлений модернизации общего образования 5
Нормативно-правовые основы профильного обучения Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений с структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. 6
Профильное обучение должно вписываться в общенациональную систему контроля качества образования, основой которой являются государственные образовательные стандарты. Непосредственной основой введения профильного обучения является федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования и федеральный базисный учебный план. 7
Наиболее востребованные профили в 2010 году Естественно-математический профиль Социально-экономический профиль Физико-математический профиль Информационно-технологический профиль Социально-гуманитарный, социально-правовой, социально-юридический профили Филологический профиль 8
Профили обучения в году 9
Региональный базисный учебный план для классов образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования Cохранены принципы построения, основанные на идее двухуровневого (базового и профильного) государственного стандарта, а также трехкомпонентности (федеральный, национально-региональный и школьный) структуры 10
Принципиальные отличия БУП РТ для старшей ступени общего образования: Расширение самостоятельности образовательного учреждения при конструировании учебных планов Увеличение возможностей моделирования более широкого спектра различных направлений профильного обучения в соответствии с образовательными потребностями и имеющимися ресурсами образовательного учреждения Отсутствие утвержденных штампов примерных учебных планов по различным профилям. Более важным представляется не примеры учебных планов возможных профилей, а рекомендуемое распределение учебных часов между базовым и профильным уровнем для каждого предмета (образовательной области). 11
Принципиальные отличия БУП РТ для старшей ступени общего образования: Соблюдение преемственности в изучении учебных предметов как инвариантной, так и вариативной частей учебного плана в каждом классе (группе учащихся) за время обучения на старшей ступени общего образования. Исходя из этого, предлагаемый объем часов, необходимый на освоение отдельных учебных предметов в классах представлен из расчета времени за 2 учебных года. 12
Принципиальные отличия БУП РТ для старшей ступени общего образования: Изменение в сторону увеличения количества учебного времени, необходимого для изучения предметов на профильном уровне. 13
Базовые учебные предметы 14 Русский язык Литература Иностранный языкМатематика История Обществознание (включая экономику и право) Естествознание Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности Татарский язык Татарская литература
Профили и профильные предметы Физико-математический: Физика, Математика, Информатика и ИКТ Химико-биологический: Химия, Биология, Филологический (с иностранными языками): Русский язык, Иностранный язык Литература Филологический (без иностранных языков): Русский язык, История, Литература Социально-гуманитарный :История, Литература, Русский язык, Обществознание Информационно-технологический: Математика, информатика и ИКТ, Физика Агротехнологический: Биология, Химия, Агротехнологии Оборонно-спортивный: Физическая культура, Основы безопасности жизнедеятельности 15
ПрофилиПрофильные предметы « Смежные », обеспечивающие профиль, предметы ГуманитарныйИстория, русский язык, литература, обществознание Искусство, МХК, социология, культурология, география ЕстественнонаучныйФизика, химия, биология, география Математика, информатика, астрономия Социально- экономический Экономика, право, обществознание Математика, информатика, история, география 16
Набор профильных предметов и их количество определяется образовательным учреждением самостоятельно, но не менее двух в соответствии с профилем, выбранным обучающимися, и по согласованию с учредителем образовательного учреждения. 17
В соответствии с Концепцией профильного обучения профили для учащихся старшей ступени определяются школой с учетом: реальных потребностей рынка труда республики, муниципального образования в квалифицированных кадрах соответствующего профиля; реальных возможностей школы обеспечить качественную подготовку старшеклассников по избранному профилю (наличие высокопрофессиональных педагогических кадров, соответствующей учебно-материальной базы, наполняемость школы); соответствия профиля интересам, склонностям и способностям учащихся и запросам их родителей; наличия возможностей кооперации старшей ступени школы с учреждением начального, среднего или высшего профессионального образования. 18
Составление учебного плана образовательного учреждения при профильном обучении на основе БУП РТ-2010 включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального и регионального компонентов); включить в учебный план не менее двух учебных предметов на профильном уровне (из вариативной части федерального и регионального компонентов), которые определят направление специализации образования в данном профиле; 19
Составление учебного плана образовательного учреждения при профильном обучении на основе БУП РТ-2010 в учебный план также могут быть включены другие учебные предметы на базовом или профильном уровне (из вариативной части федерального и регионального компонента); составление учебного плана завершается формированием компонента образовательного учреждения (в объеме не менее 280 часов за два учебных года); суммарное количество часов не должно превышать 2520 часов за 2 года обучения 35 недель в год - по 36 ч. в неделю. 20
Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, рекомендуется использовать следующим образом: - для преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательным учреждением; - для проведения учебных практик и исследовательской деятельности; - для осуществления образовательных проектов и т.п. 21
Составление учебного плана универсального обучения на основе БУП РТ-2010 : включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального и регионального компонентов); в учебный план также могут быть включены другие учебные предметы для изучения как на базовом, так и на профильном уровнях (из вариативной части федерального и регионального компонента); составление учебного плана завершается формированием компонента образовательного учреждения (в объеме не менее 280 часов за два учебных года); суммарное количество часов не должно превышать 2520 часов за 2 года обучения. 22