Центросоюз Российской Федерации НОУ СПО Пермского краевого союза потребительских обществ «Пермский кооперативный техникум» СБОРНИК ЗАДАЧ по дисциплине: «Экономика организации (предприятия)» для студентов образовательных учреждений СПО Автор-составитель О.П. Стоян, преподаватель учётно-экономических дисциплин г. Верещагино, 2009 г.
Сборник задач предназначен для аудиторных и внеаудиторных занятий студентов образовательных учреждений СПО по дисциплине «Экономика организации (предприятия)». Сборник задач может быть использован преподавателями и студентами специальностей Экономика и бухгалтерский учёт, Менеджмент, других специальностей II-III курсов по очной и заочной формам обучения для организации самостоятельной работы студентов. Имеется электронная версия учебного пособия.
Материал сборника задач состоит из трёх разделов, включающих в себя 9 тем по курсу «Экономика организации (предприятия)»: Раздел 1. Основы экономики организации (предприятия) Тема 1.3. «Экономические ресурсы предприятия» Раздел 2. Экономика предприятий сферы товарного обращения Тема 2.1. «Формирование объемов деятельности предприятий розничной торговли и питания» Тема 2.2. «Формирование объемов деятельности предприятий оптовой торговли» Тема 2.3 «Формирование объемов закупок и реализации сельскохозяйственной продукции в организациях потребительской кооперации» Тема 2.4 «Оплата труда на предприятиях сферы товарного обращения» Тема 2.5 «Издержки обращения» Тема 2.6 «Доходы и прибыль предприятий сферы товарного обращения» Раздел 3. Экономика промышленного предприятия Тема 3.2. «Формирование объемов деятельности промышленного предприятия» Тема 3.3. «Издержки производства и финансовые результаты промышленного предприятия»
Примеры задач: 1) Определите структуру основных производственных фондов на начало и конец года и фондоотдачу. Данные: Состав основных производственных фондов предприятия по группам, их стоимость на начало года и изменения в течение года следующие (тыс. руб.):
3) Определите годовую сумму амортизационных отчислений по следующим способам начисления амортизации: 1)Линейный способ: Приобретен объект стоимостью 160 тыс. руб. со сроком полезного использования 6 лет. 2) Способ уменьшаемого остатка: Приобретен объект основных средств стоимостью 100 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет. Коэффициент ускорения – 2. 3) Способ списания стоимости по сумме числа лет полезного использования: Приобретен объект основных средств стоимостью 150 тыс. руб. срок полезного использования установлен 5 лет. 4) Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ): Приобретен автомобиль грузоподъемностью более 2 т. с предполагаемым пробегом 400 тыс. км. стоимостью 80 тыс. руб. В отчетном периоде пробег составляет 5 тыс. км. Сборник задач включает в себя около 50 задач по дисциплине «Экономика организации (предприятия)» 2) Определите объем продажи хлеба и хлебобулочных изделий в плане товарооборота магазина «Хлеб на планируемый год. Данные: Численность населения, обслуживаемого магазином «Хлеб», в отчетном году составила 1850 человек. Товарооборот по хлебу в отчетном году составил 1780,3 тыс. руб., а средняя цена за 1 кг. хлеба 12 руб. В планируемом году продажа хлеба в расчете на одного человека возрастет против отчетного в весовом выражении на 13%. Численность населения снизится на 4%. Средняя цена хлеба составит 12,5 руб. за 1 кг
Приложение 1 Образец оформления типовой задачи Определите объем продажи хлеба и хлебобулочных изделий в плане товарооборота магазина «Хлеб на планируемый год. Данные: Численность населения, обслуживаемого магазином «Хлеб», в отчетном году составила человек. Товарооборот по хлебу в отчетном году составил 17800,3 тыс. руб., а средняя цена за 1 кг хлеба 12 руб. В планируемом году продажа хлеба в расчете на одного человека возрастет против отчетного в весовом выражении на 13%. Численность населения снизится на 3%. Средняя цена хлеба составит 12,5 руб. за 1 кг Решение: 1) Продажа на 1 человека в отчетном году = 17800,3 : чел = 0,94 т.р. 2) Плановая продажа на 1 человека = 0,94 * 113% = 1,07 т.р. 3) Плановая численность населения = * 97% = 18284,5 чел. 4) Индекс изменения цен = 12,5 : 12 = 1,04 5) Плановая продажа хлеба и хлебобулочных изделий = 18284,5 * 1,07 * 1,04 = 20346,9 т.р. Вывод: В планируемом году объем продажи хлеба по магазину «Хлеб» составит 20346,9 т.р.
Список использованной и рекомендуемой литературы Винокурова М.А. Экономика труда; Под. ред. М.А. Винокурова, Н.А. Горелова.- СПб: Питер, с. Владимирова Л.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли (торговля): Учебник. / Л.П. Владимирова.- М: НТК «Дашков и К 0 », с Владимирова Л.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли (торговля): Учебник. - 2-е изд., испр.- М: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К 0 », 2008, -348с. Карпенко Е.А., Ларионова В.А., Ольхова Л.А. Экономика отрасли: и общественное питание. Учебное пособие.- М.: Альфа- М: ИНФРА-М, с. ил.- (Серия «ПРФИль»). Магомедов М.Д., Заздравных А.В. /Экономика отраслей пищевых производств: Учебное пособие.- М: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К°», с. Митрофанова В.В. Штатное расписание / В.В. Митрофанова// Справочник кадровика С Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.:ИНФРА- М, Фильев В. И. Нормирование труда на современном предприятии: Методическое пособие / В.И. Фильев. - М: ЗАО «Бухгалтерский бюллетень», с. Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп., с. Шуляк П.Н. Ценообразование. - М.: НТК «Дашков и К 0 », Швандер В.А. Экономика предприятия: тесты, задачи, ситуации, Москва, 2004
Заключение Сборник задач по дисциплине «Экономика организации (предприятия)» апробирован в процессе изучения дисциплины студентами специальностей Экономика и бухгалтерский учет», Менеджмент, Правоведение в течение пяти лет. Использование данного сборника задач обеспечило эффективность усвоения теоретического материала, помогло рационально использовать время на практических занятиях. Студенты II и III очного и заочного отделений использовали сборник задач для внеаудиторной работы. Сборник не имеет аналогов и может стать незаменимым пособием для преподавателей, ведущих дисциплину «Экономика организации (предприятия)» в ОУ СПО.
Спасибо за внимание!