Активные формы и методы учебной деятельности. Дисциплина:Английский язык Дисциплина:Английский язык Преподаватель:Сазонова С.В.
Традиционные методы обучения позволяют студентам получить преимущественно информационную базу. В результате учебный процесс целенаправленно формирует односторонних специалистов, способных главным образом выполнять лишь исполнительские функции. Кроме того к последнему курсу у студентов наблюдается значительное снижение творческого потенциала и заинтересованности в своей будущей профессии и возможностях применения собственных знаний на практике. Отсюда очевидна необходимость внедрения активных форм и методов обучения, которые призваны преодолеть слабости традиционных методов.
Активные методы обучения – это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Данные методы нацелены на самостоятельное добывание знаний студентами, на активизацию их познавательной деятельности, развитие мышления, формирование практических умений и навыков. Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса: при первичном овладении знаниями, при закреплении и совершенствовании знаний, при формировании умений и навыков.
В зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками активные методы обучения делят на неиммитационные и имитационные. При выборе метода обучения следует прежде всего проанализировать содержание учебного материала и использовать активные методы там, где наиболее действенно могут проявиться творческое мышление, познавательные способности студентов, где они могут опереться на свой жизненный опыт, включиться в реальную деятельность.
Цель использования активных форм и методов в учебной деятельности. 1.Одна из главных целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения. 2.Организация занятий с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. 3.Включение студентов в самостоятельный поиск путей и вариантов решения поставленной учебной задачи. 4.Активизация студентов с целью сделать их главными действующими лицами в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса. 5.Активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях студентами. 6.Создание необычных условий работы. 7.Использование различных форм работы: индивидуальной, групповой, коллективной.
Формы занятий Традиционные формы занятий Активные формы занятий Комбинированный урок Телеурок Урок-лекция с элементами беседы Урок-презентация Практическое занятие Урок-конкурс Урок - контрольная работа Деловая игра Урок -аудирование Урок конференция Урок – экскурсия Защита творческой работы
Работа в парах (микрогруппах) Использование в преподавание иностранного языка данного метода(работа в парах, микрогруппах) позволяет значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого студента, добиваться усвоения материала всеми студентами группы, решать разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Преподаватель становится организатором самостоятельной, учебно- познавательной, коммуникативной, творческой деятельности студентов.
Работа в микрогруппах
Деловые игры Вовлечение студентов в активную деятельность, а также повышение мотивации изучения иностранного языка может быть достигнуто благодаря использованию технологии игр в обучение. Игра повышает интерес студентов к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет получать и усваивать большее количество информации. Игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение, раскрывают личные качества студентов, повышают самооценку.
Деловые игры
Урок-презентация В ходе работы над презентацией студенты проявляют активность и творчество. Работая над презентацией каждый студент, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, проявляют собственную фантазию и креативность, активность и самостоятельность. При выполнении презентации исключается формальный характер изучения языка и активизируется взаимодействие студентов для достижения практического результата.
Урок-презентация
Телеурок Телеуроки способствуют формированию и развитию у студентов коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов между студентами, а также создают условия в которых процесс обучения иностранному языку приближается к процессу естественного овладения языком.
Телеурок
Урок-защита творческой работы Защиты творческих работ позволяют значительно увеличить время речевой практики на занятии для каждого студента, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Преподаватель становиться организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой работы студентов, появляется возможность для совершенствования процесса обучения и развития коммуникативной компетенции студентов.
Защита творческой работы
Урок конкурс Преподаватель подводит студентов к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности студентов. Задача преподавателя создать условия для их инициативы, он является только помощником в работе. В ходе данной работы у студентов развиваются навыки мышления, анализа, стимулируется мотивация и интерес в области предмета изучения.
Урок экскурсия Практика уроков-экскурсий показала,что наряду с расширением кругозора студентов данные занятия способствуют значительной активизации познавательной деятельности студентов. После проведённой экскурсии студентам выдаются индивидуальные задания,в ходе выполнения которых делается упор на самостоятельную деятельность. Студенты работают в группах или индивидуально. Каждый вносит свою лепту в общую задачу. Совместными усилиями составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.
Вывод Активные методы обучения – это совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельности студентов, способствующих активизации их мышления и поведения, обеспечивающих высокую степень вовлечения обучаемых в учебный процесс, предполагающих обязательность их взаимодействия между собой, определяющих наличие предпосылок для поэтапной степени мотивации и эмоциональности поведения студентов.