Системно-деятельностный подход при освоении основных профессиональных образовательных программ «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно - деятельностного подхода
Система дидактических принципов: 1)Принцип деятельности; 2)Принцип непрерывности; 3)Принцип целостности; 4)Принцип минимакса; 5)Принцип психологической комфортности; 6)Принцип вариативности; 7)Принцип творчества;
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию: 1.Уроки «открытия» нового знания; 2. Уроки рефлексии; 3. Уроки общеметодологической направленности; 4.Уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Критерии результативности урока. *Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от преподавателя к учащемуся. *Преподаватель систематически обучает учащихся осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) *Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. *Преподаватель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. *Преподаватель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит работать по правилу и творчески. *На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). *Преподаватель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. *Преподаватель стремится оценивать реальное продвижение каждого учащегося, поощряет и поддерживает минимальные успехи. *Преподаватель специально планирует коммуникативные задачи урока. *Преподаватель принимает и поощряет выражаемую учащимся собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. *Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. *На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «преподаватель-учащийся» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Структура уроков «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода: 1. Мотивирование к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 3. Выявление места и причины затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). 5. Реализация построенного проекта. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).