Семинар-совещание преподавателей естественнонаучных дисциплин ОУ СПО Тема: «Проблемы внедрения профильных программ по ООД и пути их решения»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Реализация профильных общеобразовательных программ в ОУ СПО: проблемы и перспективные направления работы в рамках выполнения ГП «Столичное образование»
Advertisements

«Реализация совместных образовательных проектов УМЦ ПО и ОУ СПО: итоги и перспективы» Учебно-методический центр по профессиональному образованию.
«Круглый стол» для преподавателей естественнонаучных дисциплин ОУ СПО Тема: «Внедрение модульно- компетентностного подхода в образовательный процесс ОУ.
АУ ЧР НПО «Профессиональное училище 16» ФГОС третьего поколения.
Департамент образования города Москвы Городской методический центр Тема: «Особенности методики преподавания общеобразовательных дисциплин в профессиональных.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Изменения в деятельности методической службы в связи с внедрением нового поколения стандартов профессионального образования. Вавилова Л.Н., ГОУ «КРИРПО»
1 О задачах региональных органов управления образованием по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.
Результаты ГИА по общеобразовательным дисциплинам (9 кл.)
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от г. 273-ФЗ); «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным.
LOGO Построение системы взаимодействия работников профобразования Методический семинар ГАОУ РХ ДПО ХакИРОиПК Отдел профессионального.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
ЕГЭ Аттестация выпускников старшей школы в 2011 – 2012 учебном году.
Основные направления деятельности Центра развития профессионального образования Республики Татарстан (ЦРПО РТ) 2015 год А.В. Сидоренко, заведующий ЦРПО.
Основные направления деятельности методической службы колледжа при переходе на профильные программы Карелина Ирина Григорьевна, методист ГБОУ СПО СК 26.
Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых программ.
Круглый стол для преподавателей социально-гуманитарных дисциплин в рамках реализации образовательного проекта «Учебное занятие on-line» как средство повышения.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Лаборатория менеджмента образования Заведующий лабораторией – Дорофеева О.И., к.п.н.
Круглый стол для преподавателей математики, физики и информатики в рамках реализации образовательного проекта «Учебное занятие on-line» как средство повышения.
Транксрипт:

Семинар-совещание преподавателей естественнонаучных дисциплин ОУ СПО Тема: «Проблемы внедрения профильных программ по ООД и пути их решения»

Цель: реализация в ОУ СПО профильных программ по общеобразовательным дисциплинам в соответствии с ФГОС по профессиям и специальностям, обеспечение информационно-методического сопровождения реализации профильных программ в соответствии с профильной направленностью.

Задачи: познакомить преподавателей естественнонаучных дисциплин ОУ СПО с методикой отбора дидактических единиц примерных профильных программ по ООД в соответствии с профессией/ специальностью; совершенствовать методические подходы к организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся колледжей; повышение уровня профессионального мастерства преподавателей ООД.

Программа: 1. «Реализация профильных программ по ООД в ОУ СПО: проблемы и пути их решения» Гамаюнова Н.Ф. – руководитель отдела методического сопровождения реализации программ ООП. 2. «Принципы отбора дидактических единиц в соответствии с профильной направленностью при разработке учебно-программной документации» Юнина Е.А. – преподаватель химии ГОУ СПО Строительный колледж Формирование общеучебных компетенций обучающихся колледжей в рамках организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. Мурашев С.В. – преподаватель химии ГОУ СПО Политехнический колледж Обсуждение выступлений. Принятие решений.

Роль и место общеобразовательной подготовки в образовательных учреждениях среднего профессионального образования Основа профессионального образования - ФГОС по профессиям и специальностям в образовательных учреждениях СПО. ООП является частью профессиональных образовательных программ начального профессионального и среднего профессионального образования. В то же время важно понимать, что ООП является основой профессиональных образовательных программ, базовой составляющей формирования профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС по профессиям и специальностям. Основополагающая задача ООП – обеспечение выполнения требований действующего Федерального компонента государственного стандарта общего образования (часть1 и часть 2), требований к минимуму знаний по общеобразовательным дисциплинам, сформированность у обучающихся колледжей общих (или общеучебных) компетенций для получения дальнейшего образования и использования знаний и компетенций в будущей профессиональной деятельности

Анализ реализации общеобразовательных программ в ОУ СПО. Анализ реализации общеобразовательных программ в колледжах в преддверии перехода на профильные программы по ООП выявил ряд проблем, которые требуют незамедлительных действий по их разрешению: -ООП обучающихся по программам НПО отвечала в большей мере требованиям школьной подготовки; -ООП обучающихся по программам СПО – реализация примерных программ по общеобразовательным дисциплинам (2002, 2003 гг.) – сокращённое, по сравнению со школьной программой, количество часов, отведенное на изучение разделов и тем без отбора дидактических единиц; -слабая связь общеобразовательных и профессиональных образовательных программ в учреждениях СПО; -отсутствие отбора дидактических единиц, сопряженных с модулями профессиональных образовательных программ; -отсутствие профессиональной направленности изучения общеобразовательных дисциплин, что снижает заинтересованность обучающихся в качественном освоении общеобразовательных программ; -имеет место расхождение в оценке знаний обучающихся колледжей в период проведения промежуточной и итоговой аттестации и результатов ЕГЭ. Вывод: исходя из анализа реализации программ ООП в ОУ СПО сделан вывод, что в учреждениях среднего профессионального образования крайне низкий уровень качества общеобразовательной подготовки

Пути решения проблем: -осуществление перехода на профильные программы по ООП с 1 сентября 2011 года в соответствии с внедрением в колледжах ФГОС по профессиям и специальностям; - профильная направленность изучения общеобразовательных дисциплин с выполнением основного требования Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004г.) – обеспечение требований к минимуму знаний по общеобразовательным дисциплинам; -отбор дидактических единиц общеобразовательных программ, сопряженных с модулями профессиональных образовательных программ по профессиям и специальностям; -реализация образовательных проектов, направленных на повышение качества общеобразовательной подготовки, как фундаментальной составляющей профессионального образования; -повышение профессиональной компетенции преподавателей и методистов ООД колледжей посредством курсов повышения квалификации, организованными Учебно- методическим центром по профессиональному образованию, организации их участия в мероприятиях, проводимых отделом методического сопровождения реализации программ ООП с участием городских методических советов из числа преподавателей ООД колледжей; -разработка технологических решений, направленных на усиление ответственности преподавателей ООД за результаты освоения общеобразовательных программ, в том числе за результаты сдачи экзаменов в форме и по материалам ЕГЭ.

Плановая работа УМЦ ПО, направленная на повышение качества ООП в колледжах путем создания условий для участия преподавателей и обучающихся в образовательных проектах, способствующих повышению качества общеобразовательной подготовки: 1. «Система объективной оценки профессиональных достижений преподавателей ООД» (февраль); 2. «Открытое учебное занятие on-line» (октябрь-апрель); 3. «Система мониторинга качественного уровня знаний обучающихся ГОУ СПО» (совместно с МФПА) – подписано Соглашение между МФПА и УМЦ ПО по реализации данного проекта (реализация проекта на контроле Департамента образования города Москвы) (ноябрь, апрель); 4. «Создание общедоступного и репрезентативного рейтинга качества ООП в колледжах» (январь, июнь).

Результат реализации проектов: 1. Создание на портале УМЦ ПО методического банка данных преподавателей ООД колледжей, работающих с использованием компетентностного подхода к обучению с целью трансляции педагогического опыта. 2. Создание условий объективного оценивания результатов обучения по ООП и открытой конкуренции качества ООП в колледжах

Основные причины низкого качества ООП в ОУ СПО и результатов ЕГЭ: К основным причинам низкого качества ООП в колледжах и результатов ЕГЭ, исходя из анализа текущего состояния дел, можно отнести следующие:

1. Низкий уровень знаний обучающихся-первокурсников за курс основного общего образования (поступивших в колледжи на базе 9 классов), т.е. в большинстве своем к нам идут не самые сильные учащиеся школ. 2.Низкая мотивация изучения общеобразовательных дисциплин большинством обучающихся колледжей (недостаточно глубокое осмысление значимости изучения ООД, как базовой составляющей образовательного пространства человека и использования знаний в жизни, профессиональной деятельности, для дальнейшего обучения и переобучения в течение всей жизни). Таким образом, необходимо усиление профессиональной направленности изучения каждой общеобразовательной дисциплины с соответствующей разработкой учебно-программной документации, подбором дидактических материалов, оформлением учебного кабинета преподавателем ООД.

3. В настоящее время в колледжах используется классически-традиционный формат подготовки обучающихся к экзаменам по ООД, что предусмотрено нормативными документами Минобрнауки. При контроле знаний упор ставится на проверку теоретических знаний по дисциплине. При реализации профильных программ необходимо там, где возможно, в экзаменационных билетах разработать задания профессиональной направленности изучения дисциплины. При контроле знаний (текущий контроль) обеспечить сочетание теоретических вопросов и тестовый контроль знаний, что обеспечит подготовку в т.ч. к ЕГЭ.

4. Проблема качественного кадрового состава преподавателей ООД в колледжах. Средний возраст преподавателей ООД лет, в таком возрасте сложно осуществляется переход на инновационные формы и методы преподавания. Преподаватели привыкли вести преподавание дисциплин в традиционной форме, что не обеспечивает формирование компетенций. Необходимо: каждому преподавателю постоянно повышать свой профессиональный уровень, проводить анализ своей работы, работать в соответствии с требованиями ФГОС по профессиям и специальностям

5. Крайне низкое использование преподавателями ООД в образовательном процессе современных педагогических технологий, предусматривающих формирование у обучающихся общеучебных компетенций, что необходимо при дальнейшем обучении в ОУ СПО и при сдаче экзаменов, в том числе в формате ЕГЭ (например, наличие компетенций: самоорганизация, самообучение, информационный блок). В государственной программе развития образования города Москвы на « Столичное образование» говорится о «необходимости внедрения в образовательный процесс технологий системно-деятельностного, компетентностно- ориентированного подхода в образовании для обеспечения формирования базовых (общеучебных) компетенций современного человека»

6. Необъективность оценивания преподавателями ООД своих обучающихся (завышение результатов обучения, что необходимо им при аттестации и для престижа образовательного учреждения); 7. Имеет место проблема в ОУ СПО выделения часов на подготовку обучающихся к экзаменам, в том числе на подготовку к ЕГЭ. Необходимо: каждому преподавателю составить расписание подготовки обучающихся к экзаменам, вывесить расписание на доске объявлений и работать с обучающимися по специально разработанной программе с использованием, в т.ч., КИМ ЕГЭ

8.Подготовка обучающихся к экзаменам, в т.ч. к ЕГЭ в форме тестирования организована до этого года только с использованием системы Статград. С этого года организуется тестирование обучающихся с привлечением МФПУ. В то время, как в школах города Москвы тестирование в режиме Он-лайн проводят 3-4 раза в год, а в республике Татарстан – ежемесячно при систематической подготовке обучающихся к экзаменам, для этого специально составлены «План-графики» подготовки к экзаменам. 9. Как одна из наиболее весомых причин низкого качества ООП это то, что никто не несет ответственность за качество общеобразовательной подготовки, в т.ч. за результаты ЕГЭ: ни администрация колледжа, ни преподаватель, работавший с обучающимися на этапе общеобразовательной подготовки, ни сам обучающийся, рассуждающий таким образом «не сдал ЕГЭ – пойду учиться дальше по профилю».

Данные об участии обучающихся колледжей в диагностических работах, проводимые через телекоммуникационную систему СтатГрад за I полугодие учебного года: Биология г. – 4 обучающихся (ТК 24) Биология г. Всего - 11 обучающихся: КП 15 – 1 обучающийся; СК 26 – 7 обучающихся; ПК 42 – 1 обучающийся; Педагогический колледж 14 – 2 обучающихся. Химия г. – 0 обучающихся. Химия г. Всего - 13 обучающихся: КП 15 – 1 обучающийся; Пищевой колледж 33 – 11 обучающихся; Полиграфический колледж 56 – 1 обучающийся. Всего за полугодие приняли участие в тестировании: 28 обучающихся

Что для нас должно быть ориентиром на пути повышения качества общеобразовательной подготовки? Какие целевые индикаторы являются показателями качества общеобразовательной подготовки в ОУ СПО?

1. 100% выполнение в работе всеми преподавателями ООД колледжей требований к усвоению обучающимися минимума знаний по дисциплине, что предполагает Федеральный компонент государственного образовательного Стандарта (2004г.). Это в полной мере обеспечит освоение минимума знаний по общеобразовательной дисциплине % вовлечение обучающихся в независимое тестирование с целью определения качественного уровня знаний по общеобразовательным дисциплинам (независимая оценка знаний обучающихся).

3. 100% привлечение обучающихся, изъявивших желание сдавать ЕГЭ, к плановой систематической подготовке к ЕГЭ с составлением плана-графика подготовки к ЕГЭ, предусматривающем независимое тестирование не менее 4-х раз в год (в первую очередь через систему СтатГрад). 4. Наличие в 100% колледжей оценки педагогической деятельности преподавателей ООД в соответствии с компетентностным подходом к обучению для формирования компетенций у обучающихся. Необходимо знать, сколько преподавателей колледжей используют современные педагогические технологии, какое число преподавателей необходимо обучить на КПК современным методикам преподавания (курсы предусматривают тематику современных педагогических технологий) и установление соответствия занимаемой должности преподавателем с позиции определения знаний преподавателем своего предмета.

Результаты тестирования по общеобразовательным дисциплинам и рекомендации МФПУ «Синергия» по повышению качества профессионального образования Математика Максимальное количество баллов – 5. Средний балл, полученный обучающимися колледжей по дисциплине – 2,8. Наибольшее количество баллов (4,6) набрали обучающиеся Колледжа малого бизнеса 67. Наименьшее количество (менее 2) – обучающиеся колледжей: Сферы услуг 10, Автомобильного транспорта 9, Политехнического 8, Городской инфраструктуры и строительства 1 и Строительного 46.

Русский язык Максимальное количество баллов – 20. Средний балл, полученный обучающимися колледжей по дисциплине – 6,9. Результаты тестирования обучающихся колледжей по русскому языку показали, что в 94% учебных заведений, участвовавших в тестировании, обучающиеся не набрали 10 баллов по 20- балльной шкале. Наибольшее количество баллов получили обучающиеся Колледжа малого бизнеса 67 (12,4) и Педагогического колледжа 8 «Измайлово» (13), наименьшее количество баллов (менее 3 из 20) – обучающиеся колледжей: Технологического 43 и Сферы услуг 10.

История Максимальное количество баллов – 20. Средний балл, полученный обучающимися колледжей по дисциплине – 7,1. Результаты проведенного тестирования обучающихся колледжей по истории показали, что в 93% колледжей, участвовавших в тестировании, уровень знаний обучающихся не превышает 10 баллов по 20-балльной шкале. Наибольшее количество баллов (13,26) набрали обучающиеся Колледжа малого бизнеса 67, наименьшее количество баллов (менее 6 баллов из 20) – обучающиеся колледжей: Технического пожарно-спасательного 57, Строительного 30 и Политехнического 8.

По результатам тестирования обучающихся колледжей в ноябре 2011 года УМЦ ПО разработан ряд мероприятий, направленных на повышение качества общеобразовательной подготовки. Решение по итогам проведения семинар-совещания: Определение требований к базовому уровню min знаний обучающихся- первокурсников за курс основного общего образования, необходимому для освоения профильных программ по ООД в учреждениях СПО в соответствии с профилем подготовки: 1.Создание рабочих групп из числа преподавателей-членов методического совета. 2.Проведение сравнительного анализа дидактических единиц программ общего образования, сопряженных с программами по общеобразовательным дисциплинам в ОУ СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования. 3.Формирование комплектов тестовых заданий материалов ГИА-9 по профилям (технический, естественнонаучный).

Ожидаемый результат: Освоение каждым обучающимся программы основного общего образования в части дидактических единиц, необходимых для освоения профильных программ по ООД в ОУ СПО

Определение min знаний по каждой общеобразовательной дисциплине за курс среднего (полного) общего образования в соответствии с профилем получаемого профессионального образования, необходимого для освоения основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) по профессиям и специальностям: 1.Создание рабочих групп из числа преподавателей-членов методического совета. 2.Проведение сравнительного анализа и отбор дидактических единиц профильных программ по ООД, сопряженных с модулями ОПОП по профессиям и специальностям, с учетом профиля получаемого профессионального образования. 3.Формирование комплектов тестовых заданий материалов ЕГЭ по профилям (технический, естественнонаучный).

Ожидаемый результат: Освоение каждым обучающимся профильных программ ООД в части дидактических единиц, необходимых для освоения основных профессиональных образовательным программ по профессиям и специальностям

Разработка методических рекомендаций для преподавателей ООД колледжей по методике восполнения школьных знаний обучающихся: а) «Построение индивидуальной образовательной траектории обучающихся колледжей для восполнения школьных знаний как базовой основы профессионального образования»; б) «Методика отбора дидактических единиц программы ООД в ОУ СПО в соответствии с профилем получаемого профессионального образования».

Ожидаемый результат: Обеспечение преподавателей ООД методическими и дидактическими материалами для проведения учебных занятий, разработка учебно-программной документации преподавателя ООД в соответствии с нормативными документами

Обеспечение методического сопровождения в ОУ СПО организации и проведения дополнительных занятий для обучающихся колледжей с низким уровнем знаний за курс основного общего образования с использованием часов, выделенных на консультации (100 часов на группу) в виде групповых и индивидуальных занятий: -организация и проведение семинаров, мастер-классов, «круглых столов» для преподавателей ООД по методике восполнения школьных знаний; -распространение педагогического опыта (посредством реализуемых проектов) использования в образовательном процессе современных педагогических технологий, направленных на формирование общеучебных компетенций обучающихся.

Ожидаемый результат: Организация и проведение дополнительных занятий в ОУ СПО для обучающихся первокурсников для освоения min знаний за курс основного общего образования, необходимого для освоения профильных программ по ООД в соответствии с профилем подготовки

Организация обучения преподавателей ООД колледжей на курсах повышения квалификации в УМЦ ПО по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих формированию общеучебных компетенций обучающихся. Ожидаемый результат: Использование в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих формированию общеучебных компетенций обучающихся, для организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся колледжей под руководством преподавателя.

Организация работы по вовлечению 100% обучающихся колледжей в независимое тестирование с целью определения качественного уровня знаний по общеобразовательным дисциплинам (независимая оценка знаний обучающихся), в т.ч. с использованием информационных ресурсов УМЦ ПО. Ожидаемый результат: Подготовка объективной информации о качественном уровне знаний обучающихся колледжей на различных этапах реализации программ ООД, выработка решений на основе анализа по результатам тестирования, направленных на повышение качества ООП

Спасибо за внимание!