Семинар-совещание преподавателей естественнонаучных дисциплин ОУ СПО Тема: «Проблемы внедрения профильных программ по ООД и пути их решения»
Цель: реализация в ОУ СПО профильных программ по общеобразовательным дисциплинам в соответствии с ФГОС по профессиям и специальностям, обеспечение информационно-методического сопровождения реализации профильных программ в соответствии с профильной направленностью.
Задачи: познакомить преподавателей естественнонаучных дисциплин ОУ СПО с методикой отбора дидактических единиц примерных профильных программ по ООД в соответствии с профессией/ специальностью; совершенствовать методические подходы к организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся колледжей; повышение уровня профессионального мастерства преподавателей ООД.
Программа: 1. «Реализация профильных программ по ООД в ОУ СПО: проблемы и пути их решения» Гамаюнова Н.Ф. – руководитель отдела методического сопровождения реализации программ ООП. 2. «Принципы отбора дидактических единиц в соответствии с профильной направленностью при разработке учебно-программной документации» Юнина Е.А. – преподаватель химии ГОУ СПО Строительный колледж Формирование общеучебных компетенций обучающихся колледжей в рамках организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. Мурашев С.В. – преподаватель химии ГОУ СПО Политехнический колледж Обсуждение выступлений. Принятие решений.
Роль и место общеобразовательной подготовки в образовательных учреждениях среднего профессионального образования Основа профессионального образования - ФГОС по профессиям и специальностям в образовательных учреждениях СПО. ООП является частью профессиональных образовательных программ начального профессионального и среднего профессионального образования. В то же время важно понимать, что ООП является основой профессиональных образовательных программ, базовой составляющей формирования профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС по профессиям и специальностям. Основополагающая задача ООП – обеспечение выполнения требований действующего Федерального компонента государственного стандарта общего образования (часть1 и часть 2), требований к минимуму знаний по общеобразовательным дисциплинам, сформированность у обучающихся колледжей общих (или общеучебных) компетенций для получения дальнейшего образования и использования знаний и компетенций в будущей профессиональной деятельности
Анализ реализации общеобразовательных программ в ОУ СПО. Анализ реализации общеобразовательных программ в колледжах в преддверии перехода на профильные программы по ООП выявил ряд проблем, которые требуют незамедлительных действий по их разрешению: -ООП обучающихся по программам НПО отвечала в большей мере требованиям школьной подготовки; -ООП обучающихся по программам СПО – реализация примерных программ по общеобразовательным дисциплинам (2002, 2003 гг.) – сокращённое, по сравнению со школьной программой, количество часов, отведенное на изучение разделов и тем без отбора дидактических единиц; -слабая связь общеобразовательных и профессиональных образовательных программ в учреждениях СПО; -отсутствие отбора дидактических единиц, сопряженных с модулями профессиональных образовательных программ; -отсутствие профессиональной направленности изучения общеобразовательных дисциплин, что снижает заинтересованность обучающихся в качественном освоении общеобразовательных программ; -имеет место расхождение в оценке знаний обучающихся колледжей в период проведения промежуточной и итоговой аттестации и результатов ЕГЭ. Вывод: исходя из анализа реализации программ ООП в ОУ СПО сделан вывод, что в учреждениях среднего профессионального образования крайне низкий уровень качества общеобразовательной подготовки
Пути решения проблем: -осуществление перехода на профильные программы по ООП с 1 сентября 2011 года в соответствии с внедрением в колледжах ФГОС по профессиям и специальностям; - профильная направленность изучения общеобразовательных дисциплин с выполнением основного требования Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004г.) – обеспечение требований к минимуму знаний по общеобразовательным дисциплинам; -отбор дидактических единиц общеобразовательных программ, сопряженных с модулями профессиональных образовательных программ по профессиям и специальностям; -реализация образовательных проектов, направленных на повышение качества общеобразовательной подготовки, как фундаментальной составляющей профессионального образования; -повышение профессиональной компетенции преподавателей и методистов ООД колледжей посредством курсов повышения квалификации, организованными Учебно- методическим центром по профессиональному образованию, организации их участия в мероприятиях, проводимых отделом методического сопровождения реализации программ ООП с участием городских методических советов из числа преподавателей ООД колледжей; -разработка технологических решений, направленных на усиление ответственности преподавателей ООД за результаты освоения общеобразовательных программ, в том числе за результаты сдачи экзаменов в форме и по материалам ЕГЭ.
Плановая работа УМЦ ПО, направленная на повышение качества ООП в колледжах путем создания условий для участия преподавателей и обучающихся в образовательных проектах, способствующих повышению качества общеобразовательной подготовки: 1. «Система объективной оценки профессиональных достижений преподавателей ООД» (февраль); 2. «Открытое учебное занятие on-line» (октябрь-апрель); 3. «Система мониторинга качественного уровня знаний обучающихся ГОУ СПО» (совместно с МФПА) – подписано Соглашение между МФПА и УМЦ ПО по реализации данного проекта (реализация проекта на контроле Департамента образования города Москвы) (ноябрь, апрель); 4. «Создание общедоступного и репрезентативного рейтинга качества ООП в колледжах» (январь, июнь).
Результат реализации проектов: 1. Создание на портале УМЦ ПО методического банка данных преподавателей ООД колледжей, работающих с использованием компетентностного подхода к обучению с целью трансляции педагогического опыта. 2. Создание условий объективного оценивания результатов обучения по ООП и открытой конкуренции качества ООП в колледжах
Основные причины низкого качества ООП в ОУ СПО и результатов ЕГЭ: К основным причинам низкого качества ООП в колледжах и результатов ЕГЭ, исходя из анализа текущего состояния дел, можно отнести следующие:
1. Низкий уровень знаний обучающихся-первокурсников за курс основного общего образования (поступивших в колледжи на базе 9 классов), т.е. в большинстве своем к нам идут не самые сильные учащиеся школ. 2.Низкая мотивация изучения общеобразовательных дисциплин большинством обучающихся колледжей (недостаточно глубокое осмысление значимости изучения ООД, как базовой составляющей образовательного пространства человека и использования знаний в жизни, профессиональной деятельности, для дальнейшего обучения и переобучения в течение всей жизни). Таким образом, необходимо усиление профессиональной направленности изучения каждой общеобразовательной дисциплины с соответствующей разработкой учебно-программной документации, подбором дидактических материалов, оформлением учебного кабинета преподавателем ООД.
3. В настоящее время в колледжах используется классически-традиционный формат подготовки обучающихся к экзаменам по ООД, что предусмотрено нормативными документами Минобрнауки. При контроле знаний упор ставится на проверку теоретических знаний по дисциплине. При реализации профильных программ необходимо там, где возможно, в экзаменационных билетах разработать задания профессиональной направленности изучения дисциплины. При контроле знаний (текущий контроль) обеспечить сочетание теоретических вопросов и тестовый контроль знаний, что обеспечит подготовку в т.ч. к ЕГЭ.
4. Проблема качественного кадрового состава преподавателей ООД в колледжах. Средний возраст преподавателей ООД лет, в таком возрасте сложно осуществляется переход на инновационные формы и методы преподавания. Преподаватели привыкли вести преподавание дисциплин в традиционной форме, что не обеспечивает формирование компетенций. Необходимо: каждому преподавателю постоянно повышать свой профессиональный уровень, проводить анализ своей работы, работать в соответствии с требованиями ФГОС по профессиям и специальностям
5. Крайне низкое использование преподавателями ООД в образовательном процессе современных педагогических технологий, предусматривающих формирование у обучающихся общеучебных компетенций, что необходимо при дальнейшем обучении в ОУ СПО и при сдаче экзаменов, в том числе в формате ЕГЭ (например, наличие компетенций: самоорганизация, самообучение, информационный блок). В государственной программе развития образования города Москвы на « Столичное образование» говорится о «необходимости внедрения в образовательный процесс технологий системно-деятельностного, компетентностно- ориентированного подхода в образовании для обеспечения формирования базовых (общеучебных) компетенций современного человека»
6. Необъективность оценивания преподавателями ООД своих обучающихся (завышение результатов обучения, что необходимо им при аттестации и для престижа образовательного учреждения); 7. Имеет место проблема в ОУ СПО выделения часов на подготовку обучающихся к экзаменам, в том числе на подготовку к ЕГЭ. Необходимо: каждому преподавателю составить расписание подготовки обучающихся к экзаменам, вывесить расписание на доске объявлений и работать с обучающимися по специально разработанной программе с использованием, в т.ч., КИМ ЕГЭ
8.Подготовка обучающихся к экзаменам, в т.ч. к ЕГЭ в форме тестирования организована до этого года только с использованием системы Статград. С этого года организуется тестирование обучающихся с привлечением МФПУ. В то время, как в школах города Москвы тестирование в режиме Он-лайн проводят 3-4 раза в год, а в республике Татарстан – ежемесячно при систематической подготовке обучающихся к экзаменам, для этого специально составлены «План-графики» подготовки к экзаменам. 9. Как одна из наиболее весомых причин низкого качества ООП это то, что никто не несет ответственность за качество общеобразовательной подготовки, в т.ч. за результаты ЕГЭ: ни администрация колледжа, ни преподаватель, работавший с обучающимися на этапе общеобразовательной подготовки, ни сам обучающийся, рассуждающий таким образом «не сдал ЕГЭ – пойду учиться дальше по профилю».
Данные об участии обучающихся колледжей в диагностических работах, проводимые через телекоммуникационную систему СтатГрад за I полугодие учебного года: Биология г. – 4 обучающихся (ТК 24) Биология г. Всего - 11 обучающихся: КП 15 – 1 обучающийся; СК 26 – 7 обучающихся; ПК 42 – 1 обучающийся; Педагогический колледж 14 – 2 обучающихся. Химия г. – 0 обучающихся. Химия г. Всего - 13 обучающихся: КП 15 – 1 обучающийся; Пищевой колледж 33 – 11 обучающихся; Полиграфический колледж 56 – 1 обучающийся. Всего за полугодие приняли участие в тестировании: 28 обучающихся
Что для нас должно быть ориентиром на пути повышения качества общеобразовательной подготовки? Какие целевые индикаторы являются показателями качества общеобразовательной подготовки в ОУ СПО?
1. 100% выполнение в работе всеми преподавателями ООД колледжей требований к усвоению обучающимися минимума знаний по дисциплине, что предполагает Федеральный компонент государственного образовательного Стандарта (2004г.). Это в полной мере обеспечит освоение минимума знаний по общеобразовательной дисциплине % вовлечение обучающихся в независимое тестирование с целью определения качественного уровня знаний по общеобразовательным дисциплинам (независимая оценка знаний обучающихся).
3. 100% привлечение обучающихся, изъявивших желание сдавать ЕГЭ, к плановой систематической подготовке к ЕГЭ с составлением плана-графика подготовки к ЕГЭ, предусматривающем независимое тестирование не менее 4-х раз в год (в первую очередь через систему СтатГрад). 4. Наличие в 100% колледжей оценки педагогической деятельности преподавателей ООД в соответствии с компетентностным подходом к обучению для формирования компетенций у обучающихся. Необходимо знать, сколько преподавателей колледжей используют современные педагогические технологии, какое число преподавателей необходимо обучить на КПК современным методикам преподавания (курсы предусматривают тематику современных педагогических технологий) и установление соответствия занимаемой должности преподавателем с позиции определения знаний преподавателем своего предмета.
Результаты тестирования по общеобразовательным дисциплинам и рекомендации МФПУ «Синергия» по повышению качества профессионального образования Математика Максимальное количество баллов – 5. Средний балл, полученный обучающимися колледжей по дисциплине – 2,8. Наибольшее количество баллов (4,6) набрали обучающиеся Колледжа малого бизнеса 67. Наименьшее количество (менее 2) – обучающиеся колледжей: Сферы услуг 10, Автомобильного транспорта 9, Политехнического 8, Городской инфраструктуры и строительства 1 и Строительного 46.
Русский язык Максимальное количество баллов – 20. Средний балл, полученный обучающимися колледжей по дисциплине – 6,9. Результаты тестирования обучающихся колледжей по русскому языку показали, что в 94% учебных заведений, участвовавших в тестировании, обучающиеся не набрали 10 баллов по 20- балльной шкале. Наибольшее количество баллов получили обучающиеся Колледжа малого бизнеса 67 (12,4) и Педагогического колледжа 8 «Измайлово» (13), наименьшее количество баллов (менее 3 из 20) – обучающиеся колледжей: Технологического 43 и Сферы услуг 10.
История Максимальное количество баллов – 20. Средний балл, полученный обучающимися колледжей по дисциплине – 7,1. Результаты проведенного тестирования обучающихся колледжей по истории показали, что в 93% колледжей, участвовавших в тестировании, уровень знаний обучающихся не превышает 10 баллов по 20-балльной шкале. Наибольшее количество баллов (13,26) набрали обучающиеся Колледжа малого бизнеса 67, наименьшее количество баллов (менее 6 баллов из 20) – обучающиеся колледжей: Технического пожарно-спасательного 57, Строительного 30 и Политехнического 8.
По результатам тестирования обучающихся колледжей в ноябре 2011 года УМЦ ПО разработан ряд мероприятий, направленных на повышение качества общеобразовательной подготовки. Решение по итогам проведения семинар-совещания: Определение требований к базовому уровню min знаний обучающихся- первокурсников за курс основного общего образования, необходимому для освоения профильных программ по ООД в учреждениях СПО в соответствии с профилем подготовки: 1.Создание рабочих групп из числа преподавателей-членов методического совета. 2.Проведение сравнительного анализа дидактических единиц программ общего образования, сопряженных с программами по общеобразовательным дисциплинам в ОУ СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования. 3.Формирование комплектов тестовых заданий материалов ГИА-9 по профилям (технический, естественнонаучный).
Ожидаемый результат: Освоение каждым обучающимся программы основного общего образования в части дидактических единиц, необходимых для освоения профильных программ по ООД в ОУ СПО
Определение min знаний по каждой общеобразовательной дисциплине за курс среднего (полного) общего образования в соответствии с профилем получаемого профессионального образования, необходимого для освоения основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) по профессиям и специальностям: 1.Создание рабочих групп из числа преподавателей-членов методического совета. 2.Проведение сравнительного анализа и отбор дидактических единиц профильных программ по ООД, сопряженных с модулями ОПОП по профессиям и специальностям, с учетом профиля получаемого профессионального образования. 3.Формирование комплектов тестовых заданий материалов ЕГЭ по профилям (технический, естественнонаучный).
Ожидаемый результат: Освоение каждым обучающимся профильных программ ООД в части дидактических единиц, необходимых для освоения основных профессиональных образовательным программ по профессиям и специальностям
Разработка методических рекомендаций для преподавателей ООД колледжей по методике восполнения школьных знаний обучающихся: а) «Построение индивидуальной образовательной траектории обучающихся колледжей для восполнения школьных знаний как базовой основы профессионального образования»; б) «Методика отбора дидактических единиц программы ООД в ОУ СПО в соответствии с профилем получаемого профессионального образования».
Ожидаемый результат: Обеспечение преподавателей ООД методическими и дидактическими материалами для проведения учебных занятий, разработка учебно-программной документации преподавателя ООД в соответствии с нормативными документами
Обеспечение методического сопровождения в ОУ СПО организации и проведения дополнительных занятий для обучающихся колледжей с низким уровнем знаний за курс основного общего образования с использованием часов, выделенных на консультации (100 часов на группу) в виде групповых и индивидуальных занятий: -организация и проведение семинаров, мастер-классов, «круглых столов» для преподавателей ООД по методике восполнения школьных знаний; -распространение педагогического опыта (посредством реализуемых проектов) использования в образовательном процессе современных педагогических технологий, направленных на формирование общеучебных компетенций обучающихся.
Ожидаемый результат: Организация и проведение дополнительных занятий в ОУ СПО для обучающихся первокурсников для освоения min знаний за курс основного общего образования, необходимого для освоения профильных программ по ООД в соответствии с профилем подготовки
Организация обучения преподавателей ООД колледжей на курсах повышения квалификации в УМЦ ПО по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих формированию общеучебных компетенций обучающихся. Ожидаемый результат: Использование в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих формированию общеучебных компетенций обучающихся, для организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся колледжей под руководством преподавателя.
Организация работы по вовлечению 100% обучающихся колледжей в независимое тестирование с целью определения качественного уровня знаний по общеобразовательным дисциплинам (независимая оценка знаний обучающихся), в т.ч. с использованием информационных ресурсов УМЦ ПО. Ожидаемый результат: Подготовка объективной информации о качественном уровне знаний обучающихся колледжей на различных этапах реализации программ ООД, выработка решений на основе анализа по результатам тестирования, направленных на повышение качества ООП
Спасибо за внимание!