« Главное средство ко спасению – претерпевание многоразличных скорбей, кому какие пригодны, по сказанному в « Деяниях апостольских »: Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян.14:22)». Старец Амвросий
Амвросий ( Александр Михайлович Гренков ) родился 23 ноября 1812 г., в селе Большая Липовица Тамбовской губернии.
окончил Тамбовское духовное училище поступил в Тамбовскую семинарию
1837 г.- молодой выпускник семинарии стал преподавателем в Липецком Духовном училище
Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродиакона, позднее - во иеромонаха.
Помогая старцу Макарию в издательской деятельности, о. Амвросий и после его кончины продолжал заниматься этою деятельностью. Под его руководством были изданы : " Лествица " преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги.
К нему приезжали за советом и для беседы Ф. М. Достоевский, А. К. Толстой, Л. Н. Толстой, и многие другие.
В течение более 30 лет, изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг. В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу : основание и устройство женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где кроме 1000 монахинь имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница.
Скончался старец 10 октября 1892 г. в Шамординской обители и был похоронен в Оптиной пустыни рядом с могилой преподобного старца Макария.
В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви преподобный Амвросий был причислен к лику святых угодников Божиих. Обретенные его честные мощи почивают во Введенском соборе Оптиной пустыни.
Оптинский Старец иеросхимонах Амвросий родился 23 ноября 1812 г. В селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье пономаря Михаила Федоровича и жены его Марфы Николаевны в день памяти святого благоверного князя Александра Невского. « Какой – то тут был праздник …» - много лет спустя говорил старец. А в том году праздничное настроение земляков умножалось еще и тем радостным обстоятельством, что совсем недавно из пределов нашего земного Отечества изгнаны полчища Наполеона.
Старец шутливо приговаривал : « Как на людях я родился, так все на людях и живу ». В детстве Александр Гренков ( таково было мирское имя батюшки ) был очень бойким, веселым и смышленым мальчиком. По обычаю того времени учился он читать по славянскому букварю, часослову и псалтари. Каждый праздник он вместе с отцом пел и читал на клиросе. Он никогда не видел и не слышал ничего худого, т. к. воспитывался в строгом церковной и религиозной среде. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отдали в первый класс Тамбовского духовного училища. Учился он хорошо и по окончании училища, в 1830 году, поступил в Тамбовскую духовную семинарию.
В июле 1836 г. Александр Греков успешно окончил семинарию, но не пошел ни в Духовную академию, ни в священники. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. В последнем классе семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет. Однажды, будучи уже в Липецке и гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчание слова : « Хвалите Бога, любите Бога …
В селе Троекурово Тамбовской епархии, проживал известный в то время подвижник Илларион. Александр Михайлович пришел к нему за советом, и старец сказал ему : « Иди в Оптину Пустынь – и будешь опытен …» Итак, Александр Гренков прибыл в обитель 8 октября 1839 года. Первое время он переписывал книгу « Грешных спасение », был келейником старца Льва и его чтецом. В монастырской пекарне варил хмелины ( дрожжи ), пек булки. В 1840 году его перевели в скит ( скит – уединенное место недалеко от монастыря, где жили Оптинские старцы ), где он был помощником повара целый год. Старец Лев дал ему прозвище « Химера » ( под этим словом он подразумевал пустоцвет, который бывает на огурцах ), но другим про него говорил : « Великий будет человек ».
После смерти старца Льва брат Александр стал келейником старца Макария (1841 – 1846 гг.) В 1842 году он был пострижен в мантию и наречен Амвросием ( в честь святителя Амвросия Медиоланского, память 7 декабря.) Затем последовало иеродиаконство (1843 год ), а через 2 года – рукоположением в иеромонахи. Здоровья отца Амвросия в эти годы сильно пошатнулось. « Монаху полезно болеть, - любил повторять старец Амвросий, - и в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться ».
С сентября 1846 года по лето 1848 года состояние здоровья отца Амвросия было настолько угрожающим, что он в келье был пострижен в схиму. Благодать Божия, изобилии почивавшая на старце, являлась источником тех духовных дарований, которыми он служил ближним, утешая скорбящих, утверждая в вере сомневающихся и всех назидая на путь спасения. Со всех концов России стекались к хибарке старца бедные и богатые, интеллигенция и простолюдины. Его посещали известные общественные деятели и писатели : Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев, Л. Н. Толстой, М. Н. Погодин, Н. М. Страхов и др.
И он принимал всех с одинаковой любовью и благорасположением. В последние годы жизни старца в 12 верстах от Оптиной, в деревне Шамордино была устроена по его благословению женская Казанская пустынь, в которую, в отличие от других женских монастырей того времени, принимали больше неимущих и больных женщин. К 90 – м годам XIX века число инокинь в ней достигло 500 – т человек. Именно в Шамордино суждено было старцу Амвросию встретить час своей кончины. 10 октября 1891 года старец скончался. Сразу же после кончины начались чудеса, в которых старец, как и при жизни, исцелял, наставлял, призывал к покаянию.
Шли годы. Но не зарастала тропа к могиле старца. Наступили времена тяжких потрясений. Оптина Пустынь была закрыта, разорена. Была стерта с лица земли часовня на могиле старца. Но память о великом угоднике Божием уничтожить было невозможно. В ноябре 1987 года Оптина Пустынь была возвращена Церкви. А в июне 1988 года Поместным Собором Русской Православной Церкви старец Амвросий Оптинский был причислен к лику святых.
Давайте отправимся мы по нашей матушке – Руси, по дремучим лесам, по полям бескрайним, по дорогам бесконечным. Путь наш – в монастырь, святую обитель, Оптину Пустынь. В обители – скит, а в скиту живет старец, батюшка Амвросий … Вот и мы с вами и добрались ! Перед нами расстилается русское поле, за ним – река Жиздра, за рекой белеет храмами обитель. Входим в хибарку Батюшки, маленький беленький домик, прилепившийся сбоку к вратам скита. Сколько же народа ждет Батюшку и у этого домика, и при входе, в коридорчике. Но вот Батюшка Амвросий выходит, опираясь на палочку, и лицо его светится Христовой добротой. Давайте и мы с вами послушаем Батюшку …
И сейчас, переселившись уже на небеса, Батюшка молится о нас, когда мы читаем или слушаем о нем. А молиться ему можно такими словами : « Преподобне отче Амвросие, моли Бога о нас !»