Воспитательный коллектив как основная содержательная форма целостного учебно- воспитательного процесса ГБОУ СПО НКПиИТ ЯНАО Социальный педагог Медведева Анастасия Андреевна
Сущность, структура, содержательная характеристика воспитательного процесса Воспитание это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, педагогов на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс Задача воспитания выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями Цель воспитания способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности
Процесс воспитания сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями Воспитание как процесс имеет четкую структуру: Цель - принципы – содержание – формы - методы – средства Содержание воспитания– это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему Воспитательный процесс является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание
Педагогические функции, стадии и механизмы становления воспитательного коллектива Воспитательный коллектив – это объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности Три воспитательные функции коллектива: организационную коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; воспитательную коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; стимулирования коллектив способствует формированию нравственных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения
Три стадии в развитии коллектива Первая стадия в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к учащимся Вторая стадия около педагога организуется группа активистов, которые сознательно хотят поддержать дисциплину Третья стадия коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится организованной работой Воспитательный коллектив
Главная функция воспитательного коллектива - введение детей в систему общественных отношений и организация накопления ими опыта этих отношений. Детский коллектив аккумулирует основные черты и требования жизни общества В процессе выполнения детьми главных видов деятельности: учебной, трудовой, игровой, общественной в коллективе формируются деловые отношения по типу деловых отношений общества. Отношения деловой зависимости, ответственности, контроля, взаимопомощи, руководства, подчинения и требовательности являются основными, тем необходимым организационным каркасом всякого коллектива
Основные обязанности классных руководителей -всестороннее изучение учащихся -тесное сотрудничество с другими педагогами, сотрудниками Колледжа -оказание своевременной учебной помощи учащимся -проведение мероприятий, содействующих укреплению здоровья учащихся -организация общественно полезного труда воспитанников -ведение установленной документации (составление плана работы, оформление классного журнала, контроль за дневниками учащихся и т.д.) -представление руководству Колледжа сведений об успеваемости, посещаемости и поведении учащихся -разъяснение и внедрение правил поведения учащихся -повседневное наблюдение за успеваемостью учащихся -периодическое проведение классных часов -вовлечение учащихся в кружковую работу -организация общественно полезного труда (дежурства)
Воспитательные функции преподавателя, мастера производственного обучения, классного руководителя Функции классного руководителя когнитивно-диагностическая организаторско- стимулирующая объединительно- сплачивающая координирующая личностно-развивающая -создание условий существования ребенка в Колледже для его успешной жизнедеятельности -содействие разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса
Становление воспитательного коллектива, управление его развитием невозможно без глубокой и всесторонней диагностики Разумное распределение поручений между всеми членами коллектива основной путь вовлечения детей в активное и творческое выполнение увлекательного перспективного дела
Методы воспитания Методы воспитания – это способ действия педагога и учащегося, который способствует передаче, усвоению и использованию содержания воспитания как общественного опыта. Это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом К методам относятся способы действия, которые взаимосвязывают педагога и воспитанника; с помощью которых преобразуется содержание усваиваемого опыта; с помощью которых регулируется и стимулируется развитие учащихся и педагогов.
Сущность и основы классификации методов воспитания. Методы и виды влияния. Классификация методов воспитания: методы убеждений; методы упражнений; методы оценки и самооценки. 4 основных Методы влияния: убеждение; внушение; заражение; подражание.
Влияние в воспитании - деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания, форма осуществления функций педагога Классификация методов воспитания: словесные, практические и наглядные; методы формирования сознания; методы формирования поведения; методы формирования чувств и отношений
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Интерпретация уровней профессиональной компетенции 0 – 13 баллов – «ремесленник». Нацелен на выполнение действии и операций (опрос, изложение нового материала, проведение мероприятий и т.д.) без их анализа и внутреннего содержания. Основная задача – «дать» учебный материал. Учащиеся – исполнитель, объект в педагогического воздействия. Учитель равнодушен к своей профессии. Содержание образования – учебный материал. 14 – 21 баллов – «специалист». Действия осмысленны, профессиональны. Для педагога главное, чтобы учащиеся обладали знаниями и умениями. Он добивается хорошей успеваемости. Акцент переносится на качества учащихся, свидетельствующие об обученности и воспитанности. Педагог совмещает себя с профессией, хотя для него важны заработок, поощрение, наказание и др. Содержание образования для педагога – научная и учебная дисциплина. 22 – 37 баллов – «профессионал». Личностно-развивающее и дифференцированное обучение. Вариативность действий и операций. Учащиеся – субъекты учения. Анализируются обобщенные способы действий учащихся. Педагог ощущает себя профессионалом, выполняющим высокую миссию. Обладает развитым чувством собственного достоинства.