По данным всемирной организации здравоохранения среди учащихся удельный вес нарушений осанки достигает 62,4%, к окончанию школы 75% детей близоруки. Двигательная активность в школе не превышает 37% от необходимого движения.
В.Ф. Базарный, профессор, доктор медицинских наук. Специальные упражнения 1.Сосчитать геометрические фигуры.
2. Работа с мелкими изображениями. 3. Решить записанные на карточке примеры. 4. Ориентиры в пространстве классной комнаты. 5. Траектории. 6. Игра «Веселые человечки»
Специальные упражнения для сохранения зрения 1 группа – Укрепление наружных прямых мышц глаз. Круги Мехта
Упражнение "Тратак" Выполняется на Ом-карте. Способствует развитию чувствительности центральной ямки сетчатки, повышению остроты зрения и улучшению кровоснабжения глаз. Методика выполнения: взгляд ребёнка направляется на исходную точку знака в центр Ом-карты. Затем взгляд перемешается по знаку. Взгляд ребёнка перемешается за огоньком лазер - фонарика. Упражнение выполняется на расстоянии от 30 см до 3 метров от Ом-карты. Вокруг знака проведена окружность. Ребёнок перемещает по окружности свой взгляд вслед за огоньком, двигая одновременно глаза и голову.
Упражнение «Карты «Движение». Это упражнение способствует улучшению оптической координации обоих глаз, укреплению наружных прямых мышц глаз. Методика выполнения: сесть свободно, не напрягаясь. Проделать движение глазами «по» и «против» часовой стрелки. Упражнение выполнить 5 раз. После каждого движения поморгать глазами.
2 группа. Упражнения для тренировки внутренних мышц глаз (ближе – дальше). Упражнение «Метка на стекле» На уровне глаз детей приклеиваются мелкие предметы темно-зеленого или красного цвета, размер 3-5мм. Дети смотрят на предмет, а затем смотрят вдаль. Выполняют 5-6 раз.
3 группа. Снятие зрительного утомления и улучшения кровообращения. А) Моргание. С усилием – питание глаза Быстро – снимает утомление. Б) Зажмуривание. Сжать плотно веки, сосчитать до 10. В) Зевание.
Гимнастика для глаз. Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органа зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем (а детям особенно) в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения. Гимнастика для глаз. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в. процессе выполнения упражнения: вверх- вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: 1,2 коричневый, 3 красный, 4 голубой, 5 зеленый. Упражнения выполняются только стоя.
ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ В основе точечного массажа (акупрессуры) лежит механическое воздействие пальцами на биологически активные точки (БАТ). Биологически активные точки имеют рефлекторную связь с различными внутренними органами и системами. Самомассаж точек проводится в положении сидя или, что более желательно, лежа. Перед процедурой кончиком указательного пальца нащупайте данные точки. Массируйте одновременно каждую точку справа, кончиками указательного и больших пальцев. Движения пальцев вращательные или слегка вибрирующие. Общая процедура точечного массажа включает в себя последовательный массаж следующих точек:
ТОЧКА 1 Расположена на внутренней поверхности предплечья на расстоянии трех пальцев выше складки запястья. Время массажа минуты. ТОЧКА2 Расположена на задней поверхности шеи между мышцами и затылочной костью. Время массажа 2-3 минуты. ТОЧКА 3 Расположена на расстоянии 0,3 см от внутреннего угла глаза. Время массажа - 1 минута. ТОЧКА 4 Расположена на нижнем крае глазницы, на уровне зрачка. Время массажа - 1 минута. ТОЧКА 5 Расположена на расстоянии 0,5 см от наружного края глаза. Время массажа - 1 минута. ТОЧКА 6 Расположена на расстоянии 0,5 см от наружного конца брови в углублении. Время массажа - 1 минута. ТОЧКА 7 Расположена в центре мочки уха. Время массажа - 1,5 минуты. Точечный массаж повторяется 2-3 раза в день. Общая продолжительность 2-3 недели, после чего перерыв 7-10 дней и повторный курс массажа.
Биологически активные точки
Зрительные паузы. Зрительные паузы повышают остроту зрения у детей. Расслабляющее упражнение для глаз «релакс». Сесть прямо, медленно закрыть глаза, поднести ладони, сложенные «ковшиком» (пальцы плотно соединены, в центре ладони углубление), к глазам и накрыть их так, чтобы центр ладони не касался глазных яблок. Дыхание ритмичное. Устранить напряжение в пальцах, расслабить запястья, локти. Постепенно возникает ощущение темноты и теплоты, мышцы глаз расслабляются. Это упражнение можно повторять в течение дня многократно, особенно при значительных зрительных нагрузках. Зрительная пауза с фонариком. Проводится в зимнее время. Педагог водит фонариком (в темноте) по стенам, потолку, по полу. Дети прослеживают путь фонарика взглядом. На фонарик можно надеть цветную пленку, и тогда луч окрашивается. Если фонариков несколько, то можно поиграть в «догонялки».
Вывод: Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, то он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своем уроке оздоровительные гимнастические минутки отдыха для души и тела ребенка. Помните, что 75% всех болезней ребенка заложено в детском возрасте.